Аффективно-динамические реакции: раздражение, гнев, направленные на фрустратор (ту помеху или препятствие, которое создает критическую ситуацию), желание немедленно изменить ситуацию или ощущение беспомощности.
Вербальные реакции: называние фрустратора, проговаривание невозможности реализовать цель («Так получилось, теперь ничего не поделаешь»), «Стул, ты мне мешаешь!», «Отойди, и у меня все получится».
Поведенческие реакции: остановка в деятельности, нерешительность, колебания в приеме решения.
Примеры: у ребенка отобрали игрушку, конфету или что-то подобное, он плачет, вместо того, чтобы взять или попросить новый предмет, ребенок разбил чашку, из которой пил, и обвиняет ее за то, что она хрупкая.
Направленный на себя, препятственно-доминантный тип
Аффективно-динамические реакции: обида, огорчение, ощущение собственной неправоты, признание себя тем фактором, который создал неприятную ситуацию, самообвинение, самоуничижение.
Вербальные реакции: «Это я во всем виноват», «Да, это из-за меня все так получилось», «Я такой неуклюжий» и т.п.
|
|
Поведенческие реакции: покорность наказанию, остановка, бездействие; невербальные реакции: опускание глаз, «вялая» материка и т.п.
Пример: ребенок сломал игрушку, чувствует свою вину, стоит, опустив голову, и ждет наказания.
Несубъектная направленность, препятственно-доминантный тип
Аффективно -динамические реакции: отрицательные эмоции невысокой интенсивности.
Вербальные реакции: «Ну, вот, оторвалась пуговица, но это не страшно», «Это не важно и не заслуживает внимания», «Пустяки, дело житейское» и т.п.
Поведенческие реакции: остановка деятельности, постепенное восстановление активности.
Пример: у ребенка отобрали спички, он не огорчается, а постепенно восстанавливает игру.
Экстрапунитивный, самозашитный тип
Аффективно - динамические реакции: гнев высокой интенсивности, направленный на другого человека или какой-либо объект, который называется в качестве причины создавшейся трудной ситуации; раздражение, ненависть, чувство беспомощности, растерянность, обида.
Вербальные реакции: «Это ты во всем виноват», «Я не виноват, это другой сделал», «Это чашка сама выскользнула, она виновата» и т.п.
Поведенческие реакции: указывание пальцем на того, кто тоже оказался в критической ситуации, обвинение его; ребенок может ударить другого, замахнуться на взрослого и т.п.
Пример: ребенок сломал игрушку младшего брата и пытается ударить родителя, который сделал ему замечание.