Т е м а 8. Перевозка живой рыбы, икры, спермы

Цель занятия: изучение методов транспортировки и оборудования, используемого при перевозке икры и разновозрастных рыб.

Задание:

1) освойте различные способы транспортировки икры, личинок, молоди, производителей рыб;

2) изучите и зарисуйте оборудование для транспортировки разновозрастных рыб;

3) решите задачи по данной теме, выданные преподавателем;

4) ответьте на контрольные вопросы, используя данные методические указания и рекомендуемую литературу.

Перевозка живой рыбы и икры осуществляется как внутри хозяйства, так и из одного хозяйства в другое.

Внутри хозяйства рыбу перевозят из нерестовых прудов в выростные, из выростных в зимовальные, а из зимовальных в различные пруды летнего использования. Межхозяйственные перевозки осуществляются с целью доставки на места разведения и акклиматизации икры, личинок, посадочного материала и производителей различных видов рыб, а также товарной рыбы к местам ее потребления.

Рыбу перевозят как в воде, так и без нее. Наиболее распространена транспортировка живой рыбы в воде. Продолжительность времени в пути и плотность посадки рыбы зависят от температуры воды и содержания в ней кислорода. В летнее время теплолюбивых рыб перевозят при температуре воды 10–12 °С, а холодолюбивых – 5–8 °С, осенью и весной – соответственно при температуре 4–6 и 3–5 °С.

В зависимости от возраста и видовой принадлежности рыба потребляет в единицу времени на единицу массы различное количество кислорода (табл. 10). Поэтому при перевозке живой рыбы важным фактором является соотношение между массой рыбы и объемом воды.

Т а б л и ц а 10. Потребление кислорода рыбой при различной температуре воды, мг/кг живой массы в 1 ч

Вид рыбы Температура, воды, °С
         
Толстолобик белый          
Толстолобик пестрый          
Карп        
Карась      
Белый амур          

А. И. Исаев рекомендует следующие соотношения при определенной продолжительности перевозки в емкостях без принудительной аэрации (табл. 11).

При перевозке в емкостях, где предусмотрена аэрация, или обогащение воды кислородом, плотность посадки значительно выше.

Рыбу перевозят автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, используя для этого брезентовые чаны, молочные бидоны, канны, полиэтиленовые пакеты и др., а также специализированные живорыбные машины, вагоны и баржи.

Т а б л и ц а 11. Количество воды (л), необходимое при перевозке рыбы

(в расчете на 1 кг ее массы)

Продолжительность перевозки, ч Карп Толстолобик Карась Щука Стерлядь Линь Форель
сеголетки и годовики двухлетки и старше сеголетки и годовики двухлетки и старше
До 2                  
3–4                  
5–6                  
7–8                  
9–10                  
11–15                  
16–20                  
21–24                  
Свыше 24                  

В стандартных полиэтиленовых пакетах емкостью около 40 л, заполненных водой и кислородом (1:2), можно перевозить в течение суток 50–100 тыс. личинок карпа и до 50 тыс. личинок растительноядных рыб, а подрощенных мальков – до 15 тыс. шт. Нормы посадки в стандартный пакет представлены в табл. 12.

Т а б л и ц а 12. Норма посадки в стандартный пакет, кг

Масса одной особи, г Длительность транспортировки, ч
           
Карповые при температуре 15 °С
0,2 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
0,5 1,3 1,3 1,3 1,3 1,1 0,6
20,0 3,8 3,8 3,7 2,9 2,4 1,2
Осетровые при температуре 15 °С
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,18 0,09
2,0 0,7 0,7 0,5 0,4 0,32 0,16
Лососевые при температуре 15 °С
0,5 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,24
10,0 1,5 1,5 1,0 0,8 0,5 0,32
20,0 1,8 1,8 1,2 0,9 0,7 0,37

Стандартные пакеты упаковывают в стандартные коробки размером 65×35×35 см. Крупногабаритные пакеты емкостью более 40 л состоят из трех и более слоев пленки.

В пакет сначала заливают воду, затем помещают рыбу. Далее вставляют резиновую трубку длиной 5–6 см. Конец пакета обертывают изоляционной лентой и надевают на него зажим, который представляет собой рамку со скользящей пленкой. Освободив пакет от воздуха, присоединяют к резиновой трубке шланг от кислородного баллона и начинают подавать кислород. Заполненный пакет герметизируют с помощью зажима и помещают в картонную коробку, которую обвязывают веревкой, и прикрепляют к ней транспортную этикетку.

Если во время транспортировки ожидается резкая смена температуры, то в картонной коробке вокруг пакета следует помещать теплоизоляционный материал. Для охлаждения воды в пакетах в коробки закладывают лед, упакованный в небольшие полиэтиленовые пакеты.

Внутри хозяйства молодь перемещают в молочных бидонах или
40-литровых полиэтиленовых пакетах без кислорода; допускается держать ее в этих емкостях в течение 2 ч при плотности посадки личинок карпа до 200 тыс. шт., растительноядных – до 100 тыс., а подрощенных мальков – до 8–16 тыс. шт.

В живорыбных вагонах с баками емкостью 31 м3, в которых происходит механическая аэрация воды, можно перевозить в период свыше 2 сут до 1000 кг сеголетков карпа и до 800 кг сеголетков растительноядных рыб. Посадка производителей и ремонтного поголовья рыбы указанных выше видов примерно такая же.

Специализированные автомашины «Живая рыба» (емкость цистерн 3 м3) дают возможность перевозить в течение 12 ч 200 кг сеголетков карпа, пеляди, до 150 кг сеголетков растительноядных рыб. При перевозке в течение 12 ч сажают до 300 кг производителей карпа и до 150 кг пеляди. Товарную рыбу (карп, толстолобик, амур) перевозят в автомашине при плотности 800–1000 кг, если продолжительность пути не более 3 ч.

Водным транспортом на дальние расстояния рыбу возят в специальных прорезях (соймах), которые представляют собой плавучие садки. В сойме емкостью 10 м3 перевозят до 1 т живой рыбы.

В настоящее время для транспортировки живой рыбы на дальние расстояния используют авиацию (самолеты и вертолеты). Рыбу помещают в водную среду (чаще – в полиэтиленовых пакетах) или везут без воды в ящиках и чемоданах, сделанных из различного материала (фанеры, жести и др.). В пути ее постоянно орошают охлажденной водой. При температуре окружающей среды 5–10 °С сеголетков и годовиков карпа можно перевозить в течение 2 ч, а производителей – 3 ч.

В рыбоводстве практикуется перевозка не только живой рыбы, но и оплодотворенной икры, для чего используют изотермическую тару. Она представляет собой ящик из пенопласта или полистирола, в который укладывают рамки, изготовленные из такого же материала или из дерева, обтянутые марлей. Икру выкладывают на марлевую салфетку, помещенную на рамку, вокруг которой раскладывают лед. Лед поддерживает температуру внутри ящика на уровне 1–4 °С, а также создает влажную среду. В пенопластовом ящике (55×45×50 см) можно перевезти 500 тыс. икринок пеляди, 300 тыс. – форели и 1,5 млн. – щуки.

Икру судака перевозят на нерестовом субстрате (капроновое мочало или рогожа), подвешенном к рамкам, обтянутым влажными марлевыми салфетками. В каждый контейнер на 8 рамок загружают 600-800 тыс. икринок.

Нормы загрузки икры различных видов рыб в пенопластовые контейнеры представлены в табл. 13.

Т а б л и ц а 13. Нормы загрузки икры различных видов рыб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: