Цель: Цель: Изучить особенность действия эволюционных факторов в популяциях людей, использование популяционно-статистического метода в определении генетической структуры человеческих популяций.
Задачи:
1.Сделать краткие сообщения по предложенным заранее вопросам.
2.Провести дискуссию об особенностях действия эволюционных факторов в популяциях людей.
3.Научиться решать задачи по определению генетической структуры человеческих популяций.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1.Популяционную структуру человечества;
2.Особенности действия элементарных эволюционных факторов в популяциях людей.
После изучения темы:
1.Генетический полиморфизм и генетический груз популяций.
2. Этапы и возможности популяционно-статистического метода.
Уметь:
1.Объяснять генетические особенности различных популяций человека с эволюционных позиций.
2.Приводить доказательства генетического разнообразия в популяциях человека.
3. Определять генетическую структуру популяции.
|
|
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1.Популяционная структура человечества. Демографические показатели, их значение для медико-генетической оценки популяций. Роль системы браков в распределении аллелей в популяции.
2. Дем. Изолят. Кровнородственные браки. Особенности генофонда изолятов, их отличия от генофондов больших по размерам популяций.
3. Практическое применение закона Харди-Вайнберга к анализу человеческих популяций.
4. Особенности действия элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях:
4.1. Мутационный процесс и генетическая комбинаторика – механизмы формирования генетической гетерогенности популяций. Мутационный груз, его биологическая сущность и значение.
4.2.Территориальные и социальные формы изоляции. Генетико-автоматические процессы в изолированных популяциях.
4.3. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.
5. Генетический полиморфизм и его биологическое и медицинское значение.
3)) Определить генетическую структуру популяции по одной из форм фруктозурии (ослабление усвоения фруктозы и повышения содержания ее в моче)), в которой частота больных составляет 7 на 1000000 населения. Фруктозурия наследуется по аутосомно-рецессивному типу.
4) Решить ситуационную задачу: В популяциях людей, населяющих Европу, на 40 000 человек встречается 1 альбинос (альбинизм – аутосомно-рецессивный признак). Определите частоту гетерозигот в европейской популяции.
|
|
Литература:
Основная:
- Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008.
- Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006.
- Лекция «Популяционная структура человечества»
Дополнительная:
1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов 1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.