Цель: Изучить основные закономерности филогенетических преобразований органов хордовых животных, способы морфо-функциональных изменений органов в процессе фило- и онтогенеза, лежащих в основе формирования пороков развития.
Задачи:
1. Изучить основные закономерности эволюции органов.
2. Изучить филэмбриогенезы и ценогенезы.
3 Изучить виды соотносительных преобразований органов в процессе онто- и филогенеза.
4. Приобрести навыки вскрытия лабораторных животных.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1. Характерные особенности и классификацию типа Хордовые.
2. Отличительные особенности строения высших хордовых животных.
3. Основные принципы эволюции.
После изучения темы:
1.закономерности морфофункциональных преобразований органов.
2.виды корреляций и координаций.
Уметь:
- Приводить примеры гомологии органов;
- Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.
- Производить вскрытие лабораторных животных.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
|
|
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Систематика типа хордовых (деление на подтипы, классы, отряды).
2. Общая характеристика типа хордовых.
3. Происхождение хордовых животных.
4. Принципы деления хордовых животных на низших и высших.
5. Что такое тройной метод изучения филогенеза?
6. Понятие гомологичных и аналогичных органов.
7. Принципы эволюционных преобразований органов.
8. Способы морфофункциональных преобразований органов.
9. Понятие об онтогенетических и филогенетических преобразованиях органов
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выберите правильный ответ (ответы):
1.Появление у организмов признаков, которые существовали у дальних предков, это:
А)рудименты, б)атавизмы, в)переходные формы, г)аналогичные органы.
2.Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие единого плана строения и единого происхождения, называются:
А)рудиментарными, б)аналогичными, в)переходными, г)гомологичными.
3.Биогенетический закон сформулировали: а)Бэр и Шванн, б)Морган и Бюффон, в)Геккель и Мюллер.
4.Для филэмбриогенеза путем анаболии характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.
5. Для филэмбриогенеза путем архаллаксиса характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.
|
|
6. Для филэмбриогенеза путем девиации характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.
7.Основными принципами эволюции органических структур являются: а)дифференциация, б)дегенерация, в)интеграция, г)полимеризация.
8.Для атавистических признаков характерно: а)прогрессивное развитие, б)обратное развитие, в)утрата первоначального значения, г) полное исчезновение.
4). По музейным макропрепаратам изучить внешнее и внутреннее строение представителей различных классов позвоночных животных.
Литература:
Основная:
1.Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008.
2.Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006.
3.Лекции по биологии.
Дополнительная:
1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1б; 2б; 3в; 4г; 5а; 6в; 7а,в; 8г.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов 1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.