ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров
Реализация товаров населению производится либо в магазинах, либо вне магазинов — в мелкорозничной стационарной и передвижной сетях, через посылочную торговлю, торговых агентов, через телемагазины и компьютерные сети.
И магазинная, и внемагазинные формы продажи характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Прежде всего это объясняется возможностью использования в магазинах различных форм торгового обслуживания населения — в зависимости от конкретных условий.
Форма торгового обслуживания — это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т. е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.
В наибольшей мере условию экономической эффективности работы розничных торговых предприятий, обеспечению высокой культуры обслуживания покупателей отвечает применение следующих форм торгового обслуживания:
|
|
• самообслуживание;
• продажа товаров по образцам;
• продажа товаров по каталогам;
• индивидуальное обслуживание через прилавок.
Каждой из этих форм торгового обслуживания присуща определенная структура технологических операций, выполняемых на разных стадиях процесса продажи (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Операции процесса продажи товаров при различных формах