double arrow

Вопрос 4. Внемагазинные формы продажи товаров

К внемагазинным формам торгового обслуживания относят: продажу товаров через сеть мелко розничных предприятий, передвижные средства торговли, розничную посылочную торговлю, торговые автоматы, продажу товаров на ярмарках и базарах, торговля на дому, продажа через Интернет.

Мелкорозничная торговля – это активная форма предложения товаров повседневного и наиболее частого спроса и оказания услуг вне магазина. Развитие этой формы продажи товаров, особенно в последние годы, способствует росту товарооборота, ускорению торгового обслуживания, экономии времени покупателей, улучшению удовлетворения их потребностей. Высокая подвижность мелкорозничной торговой сети, возможность её быстрого развертывания и перемещения представляют большие удобства для организации сезонной торговли овощами и фруктами, безалкогольными напитками, мороженым, табачными изделиями, сувенирами, печатными изданиями, цветами и т.п.

Продажа товаров через автоматы – одно из важнейших направлений технического прогресса в торговле. Оно должно ускоренно развиваться, дополняя процесс обслуживания населения в магазинах и предприятиях общественного питания.

Торговые автоматы в подавляющем большинстве случаев дают не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоёмких процессов. Реализация товаров через автоматы в корне изменяет характер труда работников торговли, так как при этом полностью устраняются функции по оказанию услуг покупателям. В то же время получают развитие функции организационно-технического обслуживания автоматов. Заметно повышается производительность труда при одновременном снижении его затрат.

Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы развивается крайне медленно, а в последние годы из-за исчезновения из оборота мелкой разменной монеты она практически находится на нулевом уровне.

Основной причиной, сдерживающей развитие этой формы продажи товаров, является низкая экономическая эффективность применения автоматов. Именно поэтому они используются в основном для продажи газированной воды, в редких случаях – для продажи кваса и соков.

Посылочная торговля представляет собой одну из форм реализации населению товаров народного потребления на основе предварительных заказов покупателей и доставки заказанных изделий, как правило, средствами почтовой связи. Как и торговля через автоматы, посылочная торговля не получила существенного развития из-за ограниченности товарных ресурсов, слабости материально-технической базы, несовершенства технической оснащенности предприятий, высоких тарифов на услуги почтовой связи и т.п.

Перспективность развития посылочной торговли определяется её социальными и экономическими преимуществами.

Социальный эффект посылочной торговли характеризуется возможностями более полного удовлетворения спроса населения при экономном использовании его свободного времени, значительная часть которого в настоящее время расходуется на приобретение товаров.

Электронная торговля – метод внемагазинной продажи, при котором покупатель с помощью компьютера и сети Интернет выбирает по каталогам или образцам нужный товар и оплачивает его с помощью специальной кредитной карточки.

Продажа товаров в кредит осуществляется по ограниченному кругу товаров, перечень которых определяется самим магазином. В кредит могут продаваться в основном товары длительного пользования – мебель, телевизоры, мотоциклы, швейные изделия и т.п.

Продажа товаров, осуществляется сетью комиссионных или коммерческих магазинов, основная задача которых – оказание помощи в продаже ненужных вещей, за что лица, сдавшие вещи на комиссию (комитенты), оплачивают стоимость услуг, связанных с продажей товаров.

Одним из основных правил комиссионной торговли является то, что цена здесь определяется по соглашению между комитентом и комиссионером или самим комитентом. Если вещь в течение определенного срока не продана, она может быть уценена магазином до продажной стоимости или возвращена комитенту. За хранение товаров в магазине с комитента может взыскиваться сбор.

Комиссионная торговля продовольственными товарами по ценам согласно договорённости организуется потребительской кооперацией.

Потребительская кооперация постоянно увеличивает закупки у колхозов и, особенно у колхозников излишков сельскохозяйственных продуктов с тем, чтобы продавать их как на местном рынке, так и в других районах по ценам, сложившимся на этих рынках.

Продажа товаров на рынках осуществляется на городских продовольственных и вещевых рынках по свободным договорным ценам при условии оплаты за предоставленные торговое место и оказанные услуги.

Рынок – специально отведенное место, с созданными на нем надлежащими условиями для реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод и других товаров.

Для торговли непродовольственными товарами на рынках отводятся специальные места или организуются специализированные вещевые рынки.

Режим работы рынка, размер оплаты за место устанавливаются администрацией по согласованию с органами власти.

Юридические лица и предприниматели должны иметь лицензию на право деятельности.

Торгующим на рынке оказывается ряд услуг: разруб мяса, выдача весоизмерительного оборудования, хранение, перевозка и т.д. Большинство услуг – платные.

Продовольственные товары реализуют только при наличии документов, удостоверяющих качество. Контроль качества организуется через лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы.

Все торгующие на рынках несут ответственность за нарушения правил торговли в соответствии с законодательством РФ

Продажа по подписке осуществляется преимущественно при торговле книгами. В этом случае покупатель вносит денежный аванс как гарантию выкупа всего комплекта подписки. При подписке, после внесения аванса, покупателю выдают квитанцию или абонемент, при предъявлении которых ему выдают на почте или в магазине подписных изданий оплаченные экземпляры комплекта.

Сезонные базары и ярмарки имеют целью расширение продажи товаров в определённые периоды года (елочные базары – перед новогодними праздниками, школьные – перед началом учебного года и т.п.). Для их организации в магазинах увеличивается число рабочих мест, привлекается дополнительный штат продавцов, производится предварительное накопление сезонных товаров.

В отличие от сезонных базаров ярмарки организуются для продажи широкого ассортимента товаров. Они могут быть кратковременными и постоянно действующими и размещаются на стадионах, площадях, рынках.

Аукционы получили развитие в последние годы. Эта форма продажи характеризуется тем, что устанавливается минимальная цена товара, максимальная же на конкурсной основе устанавливается самими покупателями в зависимости от спроса на тот или иной товар и применяется при продаже антикварных вещей, картин, скульптур, драгоценностей, товаров культурно-бытового назначения.

В соответствии с состоянием рынка на те или иные товары могут возникать и исчезать и другие активные формы продажи: лотереи, выставки-продажи, выставки-дегустации, продажа товаров в поездах, на самолетах, выездная и выносная торговля, продажа на дому, распродажи, продажа по телефону.

Эти формы достаточно активно используются в зарубежной торговле для расширения объёма продаж.

Тема: «Организация товароснабжения»

План:

1. Понятие и сущность процесса товароснабжения. Факторы, влияющие на процесс товароснабжения.

2. Формы товароснабжения и условия их применения.

3. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: