Выбор каналов распределения товаров является одним из сложнейших управленческих решений фирмы, поскольку влияет на эффективность ее действий.
Реализация продукции в большинстве случаев осуществляется через посредников, которые формируют соответствующие каналы распределения. При этом обеспечивается более легкое продвижение товаров к рынкам сбыта. Уменьшается кол-во связей между производителями и потребителями.
Основные причины, обуславливающие использование посредников: организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов; посредники могут обеспечивать удобство места, времени и процедуры приобретения товара с меньшими издержками.
Принципы организации процесса товародвижения требуют:
1) учета, что более выгодно – прямые продажи или через посредников.
2) создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличия соответствующих знаний, опыта в области конъюнктуры рынка, методов торговли на нем, финансовых ресурсов.
|
|
3) результаты деятельности фирмы во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров.
Таким образом, канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.
Канал распределения (Ф. Котлер) – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:
1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.
2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.
3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.
4. Приспособление товара - подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.
5. Проведение товаров - попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.
7. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.
8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трёх - завершению уже заключенных сделок.
|
|
Существует 3 вида каналов распределения:
1) прямые (без посредников), они часто используются при изготовлении сложного технологического оборудования.
Прямой маркетинг считается выгодным, если: товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя; цена на товар часто меняется; объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг; все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам; все торговые точки имеют свои склады; количество потребителей небольшое; объем каждой поставки кратен используемой таре.
2) косвенные (через посредника);
3) смешанные – используются в тех случаях, когда существует высокая концентрация рынка в одном районе и разброс потребителей в другом. Тогда в первом случае организовывается прямой канал сбыта, а во втором – продажа происходит через посредников.
Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней.
Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет любую работу по приближению товара к конечному покупателю.
Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней:
- Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.
- Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.
- Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.
- Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.
Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а канал, содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. С т.з. производителя, чем больше уровней имеет канал, тем меньше возможности контролировать реализацию товара.
Если фирма сокращает длину канала, приобретая компанию на другом этапе товародвижения, например, когда производитель объединяется с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция. Это позволяет фирме получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, контролировать каналы сбыта и координировать срок прохождения товаров через них. Критики вертикальной интеграции утверждают, что она ограничивает конкуренцию, развивает неэффективность и не снижает цены для потребителей.
Существуют параметры длины и ширины канала сбыта. Длина канала – число независимых посредников (уровней) в цепочке товародвижения. Ширина канала – суммарное кол-во посредников, находящееся на одном уровне.
Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе товародвижения. При узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта; при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то она может осуществлять горизонтальную интеграцию или экспансию, и приобретать компании аналогичной специализации. Это позволят компании увеличить свой размер, долю на рынке, эффективнее использовать средства массовой информации и методы распределения и сбыта.
|
|
Все участники товародвижения имеют общие цели: прибыльность, доступ к продукции и услугам, эффективные распределение и сбыт и лояльность потребителей. Однако в вопросе о том, как их достичь, точки зрения расходятся. Из-за этого происходят конфликты в рамках канала. Конфликт может происходить как между представителями одного уровня, так и между представителями разных уровней.
Сотрудничество обычно встречается между членами, входящими в состав одного канала. Производители, оптовики и розничные торговцы помогают друг другу, и их сотрудничество обычно приносит всем большие прибыли.
Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки.
Под торговлей понимается всё множество каналов сбыта. Условно структуру торговли потребительскими товарами можно разделить на две подсистемы: собственно торговую и обеспечивающую. Первая представлена оптовой и розничной сетью, вторая инфраструктурой, обеспечивающей товародвижение.
Организация сбыта товаров через посредников. Характеристика разных видов посредников.
Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и соответственно покупает или не покупает её продукцию или услуги.
Рынок посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.
Маркетинговые посредники - предприятия и организации, содействующие компании в продвижении, сбыте и распространении товаров. К ним относятся торговые посредники, специализированные фирмы по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения
|
|
Поскольку произведенный товар должен найти своего покупателя с наименьшими для производителя затратами, постольку без широкой сети маркетинговых посредников не обойтись. Они обеспечивают: физическое перемещение товаров от мест производства к пунктам потребления или покупки; накопление и предпродажную подготовку товаров; кредитное обеспечение; страховую поддержку; поиск потребителей; стимулирование сбыта; послепродажное обслуживание.
Торговые посредники - подыскивают клиентов и/или сами продают им ее товары. Они обеспечивают более удобные условия получения продукции потребителями с точки зрения места, времени и процедуры приобретения товара. В противном случае, производитель вынужден был бы тратить огромные средства на создание собственной сети торговых точек, что существенно сказывалось на издержках производства и реализации продукции.
Однако развитие сети торговых посредников, крупных оптовиков и розничных торговцев, сопровождается усилением их мощи, что иногда приводит к проблемам проникновения производителя на некоторые рынки.
В связи с этим посредников можно разделить на 2 группы:
1. независимые – те, кот приобретают товары в собственность и в последующем их реализуют. Прибыль - в разнице цен. Имеют право влиять на цены (дистрибьютор, дилер).
2. зависимые – работают за комиссионное вознаграждение за продажу чужих товаров. Действуют от имени и за счет продавца и не имеют возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер).
К независимым посредникам в первую очередь относятся дистрибьюторы. Среди них выделяют:
1 - имеющих складские помещения (также называются посредниками регулярного типа, они принимают на себя риски, связанные с изменением конъюнктуры рынка, порчи товара, их морального старения, часто кредитуют покупателя, осуществляют рекламную и информационную деятельность).
2 - не имеющие складских помещений (они, как правило, имеют дело с крупногабаритными товарами, транспортировка которых трудоемка).
В зависимости от характера товарной специализации различают: узкоспециализированных посредников и имеющих многопрофильную специализацию.
Выбор канала товародвижения ч/з дистрибьютора эффективен в след случаях:
1) рынок разбросан и объем сбыта в каждой географической точке незначителен, т.е. создание прямого канала неэффективно;
2) число оптовиков-посредников превышает кол-во региональных складов изготовителя;
3) изделия продаются во многих отраслях многим потребителям;
4) разница между ценой и с/с незначительна и прибыль небольшая, это не позволяет содержать собственную сбытовую сеть.
Также к независимым посредникам относят дилера – юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилеров образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.
Зависимые посредники бывают:
1) промышленные и сбытовые агенты.
Промышленные агенты выполняют функции службы сбыта предприятия, но получают при этом не ЗП, а комиссионное вознаграждение. Они пользуются исключительным правом сбыта на определенной территории.
Сбытовые агенты отличаются от промышленных тем, что они отвечают не только за сбыт, но и за весь комплекс маркетинга (изучают потребителей, рынок).
2) Брокеры – работают, как правило, на биржах с биржевыми товарами. Сводят покупателей с производителями. Хорошо информированы о состоянии рынка, условиях продаж, кредитовании, механизмах ценообразования, отлично ведут переговоры.
3) Аукционы – на них продаются товары с уникальными характеристиками, раритеты (чай, пушнина, антиквариат).
4) Комиссионеры – они по поручению др. стороны (комитента) за вознаграждение совершают сделку от своего имени или от имени комитента. Получают продукцию от изготовителя на условиях консигнации, т.е. когда одна сторона – консигнант поручает др. стороне – консигнатору продать товары со склада от своего имени, но за счет консигнанта.
5) Консигнаторы – оптовый торговец, по поручению др. стороны (консигнанта) за вознаграждение совершают сделку от своего имени или от имени консигнанта в четко оговоренный срок и со своего склада.
6) Маклер – посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных.
Виды и характер торгово-посреднических операций обуславливается функциями, которые выполняют посредники:
1) исследовательская работа – сбор информации;
2) стимулирование сбыта;
3) установление контактов;
4) приспособление товаров (упаковка);
5) проведение переговоров;
6) организация товародвижения (трансп., склад.);
7) финансирование (покрытие затрат);
8) принятие риска.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению соглашений, а следующие три – выполнению уже заключенных соглашения.
Наиболее характерными посредническими операциями являются операции по перепродаже товаров, комиссионные, обменные, консигнационные, брокерские, агентские, лизинговые, биржевые, аукционные операции.
Если предприятие принимает решение привлечь к сбыту посредников, то в качестве основных критериев при их выборе м.б. следующие:
1) финансовая надежность: платежеспособность, источники финансирования, размер торговой наценки, политика ценообразования, срок действия договора;
2) маркетинговая концепция: маркетинговая стратегия, товарная политика, предполагаемый набор торгово-посреднических услуг, политика по отношению к конкурентам, коммуникационная политика;
3) репутация и деловые качества торгового посредника: продолжительность работы на рынке, профессионализм, умение привлекать покупателей, известность торговой марки;
4) уровень развития материально-технической базы посредника: наличие складских помещений и их оснащенность, структура и размер розничной сети, товарные запасы;
5) другие: организационно-правовая форма посредников.
Оптовая и розничная система движения товаров и их сбыт. Содержание.
Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях ее продвижения к потребителю, формирует территориальные (региональные) и товарные рынки.
Оптовая торговля - любая деятельность по продаже товара или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовик - фирма, приобретающая значительные количества товара у различных производителей и организующее их движение в розничную торговлю, либо непосредственный сбыт потребителю. Оптовые торговцы отличаются от розничных. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, т.к. он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объёму оптовые сделки крупнее розничных, а зона торговли оптовика обычно больше, чем у торговца розничного. В-третьих, в отношении права и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.
Ее основные задачи:
1. маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию.
2. Помощь производителям в рациональном размещении заказов на продукцию в необходимом рынку кол-ве и ассортименте.
3. своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами розничных продавцов и конечных потребителей.
4. организация хранения товарных запасов.
5. организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров.
6. обеспечение приоритета интереса потребителей на рынке.
7. обеспечение стабильности партнерских отношений и хозяйственных связей.
8. широкое применение экономических методов регулирования взаимоотношений между производителями, посредниками и покупателями.
В обеспечении эффективности оптовой торговли особое место занимают долговременные хозяйственные связи. Они позволяют: освободить стороны от частого составления контрактов, периодически корректировать ассортимент продукции в заранее оговоренные сроки, отрабатывать технологию изготовления продукции в соответствии с требованиями заказчиков и тем самым повышать ее качество, согласовывать графики пр-ва продукции в соответствии с интересами покупателей, снижать документооборот в системе товародвижения.
Фирмам - производителям выгодно пользоваться услугами оптовиков, потому что, даже обладая достаточным капиталом, им предпочтительнее направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли. А в свою очередь оптовым торговцам выгодно поддерживать хорошие отношения со всеми фирмами хотя бы на том основании, что это обеспечивает им важнейшее оружие эффективности опта - широкий ассортимент, широкий выбор товара.
Основные формы оптовой торговли: опт базы, биржи, аукционы, опт ярмарки («МЕТЕОР»), оптовые торговые филиалы. Главное их значение – установление деловых контактов между субъектами рынка.
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном, замыкающим всю цепь хозяйственных операций, является розничная торговля.
Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Она выполняет функции:
1. исследует конъюнктуру, сложившуюся на рынке.
2. определяет D и S на конкретные товары.
3. осуществляет поиск товаров.
4. производит сортировку товаров и их отбор для составления необходимого ассортимента.
5. осуществляет оплату товаров, полученных от поставщиков.
6. осуществляет хранение, маркировку товара, устанавливает цены.
7. оказывает поставщикам транспортно-экспедиторские, консультационные, рекламные, информационные услуги.
Розничным торговцам предстоит принять решение о трех основных “товарных” переменных: товарном ассортименте, комплексе услуг и атмосфере магазина.
Розничная торговля может быть (ее подразделы, как торгует):
а) стационарная (крупные супермаркеты, ВАРУС, торговые палатки, автоматы) – стоят на месте;
б) передвижная – способствует передвижению товара потребителю и его обслуживанию (продажа машин, торговля в разнос, торговля на дому);
в) посылочная (торговля по каталогам, через Интернет).
В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак (чем торгует). В связи с этим выделяют следующие виды магазинов:
а) специализированные магазины (реализация одной группы товаров: обувь);
б) узкоспециализированные магазины (более узкая направленность: мужская обувь);
в) комбинированные магазины (товары нескольких групп: хлебобулочные и кондитерские изделия);
г) универсальные магазины (продается много видов товаров: супермаркеты);
д) смешанные (обычно сельские магазины).
Задача розничного торговца подыскать покупателя товару и сделать товар привлекательным в глазах будущего “хозяина”: либо подходящей ценой, либо своевременностью появления, либо незаменимыми услугами по его выбору и эксплуатации, льготами, гарантиями и массой других ухищрений. В общем, всем тем, что на время позволяет нам забыть о том, что фирма-торговец преследует и свои меркантильные интересы, но дает нам почувствовать себя “хозяином положения” и внушает нам уверенность, что именно этот товар подходит именно нам во всех отношениях. Последнее слово за покупателем. Это должна помнить любая торговая фирма, если хочет добиться успеха на своем поприще.