Каналы распределения товаров, их природа, структура и виды

Выбор каналов распределения товаров является одним из сложнейших управленческих решений фирмы, поскольку влияет на эффективность ее действий.

Реализация продукции в большинстве случаев осуществляется через посредников, которые формируют соответствующие каналы распределения. При этом обеспечивается более легкое продвижение товаров к рынкам сбыта. Уменьшается кол-во связей между производителями и потребителями.

Основные причины, обуславливающие использование посредников: организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов; посредники могут обеспечивать удобство места, времени и процедуры приобретения товара с меньшими издержками.

Принципы организации процесса товародвижения требуют:

1) учета, что более выгодно – прямые продажи или через посредников.

2) создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличия соответствующих знаний, опыта в области конъюнктуры рынка, методов торговли на нем, финансовых ресурсов.

3) результаты деятельности фирмы во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров.

Таким образом, канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

Канал распределения (Ф. Котлер) – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.

2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.

3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4. Приспособление товара - подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5. Проведение товаров - попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.

7. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трёх - завершению уже заключенных сделок.

Существует 3 вида каналов распределения:

1) прямые (без посредников), они часто используются при изготовлении сложного технологического оборудования.

Прямой маркетинг считается выгодным, если: товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя; цена на товар часто меняется; объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг; все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам; все торговые точки имеют свои склады; количество потребителей небольшое; объем каждой поставки кратен используемой таре.

2) косвенные (через посредника);

3) смешанные – используются в тех случаях, когда существует высокая концентрация рынка в одном районе и разброс потребителей в другом. Тогда в первом случае организовывается прямой канал сбыта, а во втором – продажа происходит через посредников.

Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней.

Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет любую работу по приближению товара к конечному покупателю.

Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней:

- Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.

- Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.

- Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.

- Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.

Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а канал, содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. С т.з. производителя, чем больше уровней имеет канал, тем меньше возможности контролировать реализацию товара.

Если фирма сокращает длину канала, приобретая компанию на другом этапе товародвижения, например, когда производитель объединяется с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция. Это позволяет фирме получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, контролировать каналы сбыта и координировать срок прохождения товаров через них. Критики вертикальной интеграции утверждают, что она ограничивает конкуренцию, развивает неэффективность и не снижает цены для потребителей.

Существуют параметры длины и ширины канала сбыта. Длина канала – число независимых посредников (уровней) в цепочке товародвижения. Ширина канала – суммарное кол-во посредников, находящееся на одном уровне.

Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе товародвижения. При узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта; при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то она может осуществлять горизонтальную интеграцию или экспансию, и приобретать компании аналогичной специализации. Это позволят компании увеличить свой размер, долю на рынке, эффективнее использовать средства массовой информации и методы распределения и сбыта.

Все участники товародвижения имеют общие цели: прибыльность, доступ к продукции и услугам, эффективные распределение и сбыт и лояльность потребителей. Однако в вопросе о том, как их достичь, точки зрения расходятся. Из-за этого происходят конфликты в рамках канала. Конфликт может происходить как между представителями одного уровня, так и между представителями разных уровней.

Сотрудничество обычно встречается между членами, входящими в состав одного канала. Производители, оптовики и розничные торговцы помогают друг другу, и их сотрудничество обычно приносит всем большие прибыли.

Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки.

Под торговлей понимается всё множество каналов сбыта. Условно структуру торговли потребительскими товарами можно разделить на две подсистемы: собственно торговую и обеспечивающую. Первая представлена оптовой и розничной сетью, вторая инфраструктурой, обеспечивающей товародвижение.

Организация сбыта товаров через посредников. Характеристика разных видов посредников.

Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и соответственно покупает или не покупает её продукцию или услуги.

Рынок посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.

Маркетинговые посредники - предприятия и организации, содействующие компании в продвижении, сбыте и распространении товаров. К ним относятся торговые посредники, специализированные фирмы по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения

Поскольку произведенный товар должен найти своего покупателя с наименьшими для производителя затратами, постольку без широкой сети маркетинговых посредников не обойтись. Они обеспечивают: физическое перемещение товаров от мест производства к пунктам потребления или покупки; накопление и предпродажную подготовку товаров; кредитное обеспечение; страховую поддержку; поиск потребителей; стимулирование сбыта; послепродажное обслуживание.

Торговые посредники - подыскивают клиентов и/или сами продают им ее товары. Они обеспечивают более удобные условия получения продукции потребителями с точки зрения места, времени и процедуры приобретения товара. В противном случае, производитель вынужден был бы тратить огромные средства на создание собственной сети торговых точек, что существенно сказывалось на издержках производства и реализации продукции.

Однако развитие сети торговых посредников, крупных оптовиков и розничных торговцев, сопровождается усилением их мощи, что иногда приводит к проблемам проникновения производителя на некоторые рынки.

В связи с этим посредников можно разделить на 2 группы:

1. независимые – те, кот приобретают товары в собственность и в последующем их реализуют. Прибыль - в разнице цен. Имеют право влиять на цены (дистрибьютор, дилер).

2. зависимые – работают за комиссионное вознаграждение за продажу чужих товаров. Действуют от имени и за счет продавца и не имеют возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер).

К независимым посредникам в первую очередь относятся дистрибьюторы. Среди них выделяют:

1 - имеющих складские помещения (также называются посредниками регулярного типа, они принимают на себя риски, связанные с изменением конъюнктуры рынка, порчи товара, их морального старения, часто кредитуют покупателя, осуществляют рекламную и информационную деятельность).

2 - не имеющие складских помещений (они, как правило, имеют дело с крупногабаритными товарами, транспортировка которых трудоемка).

В зависимости от характера товарной специализации различают: узкоспециализированных посредников и имеющих многопрофильную специализацию.

Выбор канала товародвижения ч/з дистрибьютора эффективен в след случаях:

1) рынок разбросан и объем сбыта в каждой географической точке незначителен, т.е. создание прямого канала неэффективно;

2) число оптовиков-посредников превышает кол-во региональных складов изготовителя;

3) изделия продаются во многих отраслях многим потребителям;

4) разница между ценой и с/с незначительна и прибыль небольшая, это не позволяет содержать собственную сбытовую сеть.

Также к независимым посредникам относят дилера – юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилеров образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.

Зависимые посредники бывают:

1) промышленные и сбытовые агенты.

Промышленные агенты выполняют функции службы сбыта предприятия, но получают при этом не ЗП, а комиссионное вознаграждение. Они пользуются исключительным правом сбыта на определенной территории.

Сбытовые агенты отличаются от промышленных тем, что они отвечают не только за сбыт, но и за весь комплекс маркетинга (изучают потребителей, рынок).

2) Брокеры – работают, как правило, на биржах с биржевыми товарами. Сводят покупателей с производителями. Хорошо информированы о состоянии рынка, условиях продаж, кредитовании, механизмах ценообразования, отлично ведут переговоры.

3) Аукционы – на них продаются товары с уникальными характеристиками, раритеты (чай, пушнина, антиквариат).

4) Комиссионеры – они по поручению др. стороны (комитента) за вознаграждение совершают сделку от своего имени или от имени комитента. Получают продукцию от изготовителя на условиях консигнации, т.е. когда одна сторона – консигнант поручает др. стороне – консигнатору продать товары со склада от своего имени, но за счет консигнанта.

5) Консигнаторы – оптовый торговец, по поручению др. стороны (консигнанта) за вознаграждение совершают сделку от своего имени или от имени консигнанта в четко оговоренный срок и со своего склада.

6) Маклер – посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных.

Виды и характер торгово-посреднических операций обуславливается функциями, которые выполняют посредники:

1) исследовательская работа – сбор информации;

2) стимулирование сбыта;

3) установление контактов;

4) приспособление товаров (упаковка);

5) проведение переговоров;

6) организация товародвижения (трансп., склад.);

7) финансирование (покрытие затрат);

8) принятие риска.

Выполнение первых пяти функций способствует заключению соглашений, а следующие три – выполнению уже заключенных соглашения.

Наиболее характерными посредническими операциями являются операции по перепродаже товаров, комиссионные, обменные, консигнационные, брокерские, агентские, лизинговые, биржевые, аукционные операции.

Если предприятие принимает решение привлечь к сбыту посредников, то в качестве основных критериев при их выборе м.б. следующие:

1) финансовая надежность: платежеспособность, источники финансирования, размер торговой наценки, политика ценообразования, срок действия договора;

2) маркетинговая концепция: маркетинговая стратегия, товарная политика, предполагаемый набор торгово-посреднических услуг, политика по отношению к конкурентам, коммуникационная политика;

3) репутация и деловые качества торгового посредника: продолжительность работы на рынке, профессионализм, умение привлекать покупателей, известность торговой марки;

4) уровень развития материально-технической базы посредника: наличие складских помещений и их оснащенность, структура и размер розничной сети, товарные запасы;

5) другие: организационно-правовая форма посредников.

Оптовая и розничная система движения товаров и их сбыт. Содержание.

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях ее продвижения к потребителю, формирует территориальные (региональные) и товарные рынки.

Оптовая торговля - любая деятельность по продаже товара или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовик - фирма, приобретающая значительные количества товара у различных производителей и организующее их движение в розничную торговлю, либо непосредственный сбыт потребителю. Оптовые торговцы отличаются от розничных. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, т.к. он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объёму оптовые сделки крупнее розничных, а зона торговли оптовика обычно больше, чем у торговца розничного. В-третьих, в отношении права и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.

Ее основные задачи:

1. маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию.

2. Помощь производителям в рациональном размещении заказов на продукцию в необходимом рынку кол-ве и ассортименте.

3. своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами розничных продавцов и конечных потребителей.

4. организация хранения товарных запасов.

5. организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров.

6. обеспечение приоритета интереса потребителей на рынке.

7. обеспечение стабильности партнерских отношений и хозяйственных связей.

8. широкое применение экономических методов регулирования взаимоотношений между производителями, посредниками и покупателями.

В обеспечении эффективности оптовой торговли особое место занимают долговременные хозяйственные связи. Они позволяют: освободить стороны от частого составления контрактов, периодически корректировать ассортимент продукции в заранее оговоренные сроки, отрабатывать технологию изготовления продукции в соответствии с требованиями заказчиков и тем самым повышать ее качество, согласовывать графики пр-ва продукции в соответствии с интересами покупателей, снижать документооборот в системе товародвижения.

Фирмам - производителям выгодно пользоваться услугами оптовиков, потому что, даже обладая достаточным капиталом, им предпочтительнее направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли. А в свою очередь оптовым торговцам выгодно поддерживать хорошие отношения со всеми фирмами хотя бы на том основании, что это обеспечивает им важнейшее оружие эффективности опта - широкий ассортимент, широкий выбор товара.

Основные формы оптовой торговли: опт базы, биржи, аукционы, опт ярмарки («МЕТЕОР»), оптовые торговые филиалы. Главное их значение – установление деловых контактов между субъектами рынка.

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном, замыкающим всю цепь хозяйственных операций, является розничная торговля.

Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Она выполняет функции:

1. исследует конъюнктуру, сложившуюся на рынке.

2. определяет D и S на конкретные товары.

3. осуществляет поиск товаров.

4. производит сортировку товаров и их отбор для составления необходимого ассортимента.

5. осуществляет оплату товаров, полученных от поставщиков.

6. осуществляет хранение, маркировку товара, устанавливает цены.

7. оказывает поставщикам транспортно-экспедиторские, консультационные, рекламные, информационные услуги.

Розничным торговцам предстоит принять решение о трех основных “товарных” переменных: товарном ассортименте, комплексе услуг и атмосфере магазина.

Розничная торговля может быть (ее подразделы, как торгует):

а) стационарная (крупные супермаркеты, ВАРУС, торговые палатки, автоматы) – стоят на месте;

б) передвижная – способствует передвижению товара потребителю и его обслуживанию (продажа машин, торговля в разнос, торговля на дому);

в) посылочная (торговля по каталогам, через Интернет).

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак (чем торгует). В связи с этим выделяют следующие виды магазинов:

а) специализированные магазины (реализация одной группы товаров: обувь);

б) узкоспециализированные магазины (более узкая направленность: мужская обувь);

в) комбинированные магазины (товары нескольких групп: хлебобулочные и кондитерские изделия);

г) универсальные магазины (продается много видов товаров: супермаркеты);

д) смешанные (обычно сельские магазины).

Задача розничного торговца подыскать покупателя товару и сделать товар привлекательным в глазах будущего “хозяина”: либо подходящей ценой, либо своевременностью появления, либо незаменимыми услугами по его выбору и эксплуатации, льготами, гарантиями и массой других ухищрений. В общем, всем тем, что на время позволяет нам забыть о том, что фирма-торговец преследует и свои меркантильные интересы, но дает нам почувствовать себя “хозяином положения” и внушает нам уверенность, что именно этот товар подходит именно нам во всех отношениях. Последнее слово за покупателем. Это должна помнить любая торговая фирма, если хочет добиться успеха на своем поприще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: