Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Методика формирования и развития знаний, умений, навыков в процессе обучения экологии




9.1. Методика формирования и развития экологических понятий

Понятие как основная единица содержания экологического образования. Любая область знаний, любая наука основываются на системе научных понятий. С философской точки зрения, понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, фиксирующая существенные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Отражая самые существенные признаки предметов и явлений, понятия становятся результатом большой обобщающей деятельности.

В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность отраженных в нем предметов. Объем понятия — это множество элементов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Понятия входят в содержание школьного экологического образования, т.е. понятия — это единица содержания образования. В содержание курса экологии входит система экологических понятий (см. подразд. 4.2).

Формирование экологических понятий. Проблема формирования и развития экологических понятий, как и формирования биологических понятий, имеет длительную историю. В 1956 г. научной группой методистов-биологов, возглавляемой Н.М.Верзилиным, была разработана теория развития биологических понятий. Она изложена в коллективном труде «Развитие биологических понятий в 5 — 9 классах». Учеными были выявлены основные группы биологических понятий, их взаимосвязи, а также предложены подходы к классификации понятий, входящих в содержание школьного биологического образования. Исходя из этой теории, экологические понятия можно классифицировать по следующим критериям:

ü по степени сложности: экологические понятия подразделяются на простые и сложные. Например, понятие «светолюбивое растение» может считаться относительно простым по сравнению с такими сложными понятиями, как «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера»;

ü по степени обобщенности: различают понятия общеэкологические и локальные. В качестве примера можно рассмотреть понятие «экологические факторы среды» как более общее по сравнению с понятием «свет как экологический фактор». Локальные понятия формируются в пределах 1 — 2 уроков, а формирование и развитие общеэкологических понятий продолжается на протяжении изучения целой учебной темы или раздела курса экологии;

ü по содержанию понятий: различают понятия о среде и экологических факторах, об экологии организма (аутэкологические), популяционно-экологические, биогеоценологические, социально-экологические понятия и понятия глобальной экологии. Такая классификация понятий отражает особенности их содержания и соответствует основным разделам науки экологии: экологии организмов, популяционной экологии, биогеоценологии, глобальной и социальной экологии, прикладной экологии.




Способы формирования экологических понятий. В практике обучения экологии в школе понятия могут формироваться разными способами: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ формирования понятий предполагает определенную последовательность в действиях учителя и учащихся. Вначале характеризуется предмет или явление, выявляются его существенные признаки, а затем дается определение понятия.

При дедуктивном способе формирование понятия начинают с его определения (дефиниции), а затем переходят к раскрытию его содержания и обогащению его объема.

Способ формирования понятий определяется особенностями и степенью абстрактности содержания конкретного понятия, уровнем подготовленности учащихся к восприятию содержания понятия, а также имеющейся у них понятийной базой. В старших классах чаще применяют дедуктивный способ.

Этапы формирования экологических понятий. В процессе обучения экологии происходит формирование различных по содержанию, по степени сложности, общности и значимости экологических понятий. Формирование понятий — сложный продолжительный во времени процесс, включающий следующие этапы:

ü введение понятия — чувственно-конкретное восприятие предмета (или явления) во время наблюдений за объектом, за результатами опытов, в ходе работы учащихся с раздаточным материалом, демонстрации кинофильмов и видеофильмов. Этот этап целенаправленный: учитель ориентирует учащихся на выявление определенных свойств, сторон наблюдаемых объектов и существенных связей. Познавательная деятельность учащихся сопровождается анализом, сравнением, сопоставлением. Чтобы сравнить свойства и признаки объекта, вначале устанавливают цель сравнения, затем выделяют главные признаки, по которым проводится сравнение. После этого находят различия и сходства;



ü выявление общих и существенных признаков (свойств) класса изучаемых предметов или явлений — этап, характеризующийся деятельностью учащихся по вычленению главного и второстепенного, обобщению и систематизации признаков. Например, при формировании понятия «экологические факторы» выявляются существенные признаки абиотических, биотических и антропогенных факторов, устанавливаются закономерности их влияния на организмы;

ü абстрагирование — мысленное выделение существенных свойств, признаков предмета, не принимая во внимание несущественные признаки и отношения. Этот этап выделяется при формировании экологических понятий, особенно таких, которые характеризуются высокой степенью абстрактности: «фотопериодизм», «биологические ритмы», «иерархия экосистем» и др.;

ü определение понятия — осознание содержания и объема понятия, которому нужно дать определение, затем определение ключевого слова — объекта, предмета (или явления), выделение общих (родовых) признаков и наконец отличительных существенных (видовых) признаков и несущественных признаков понятия;

ü установление связей данного понятия с другими понятиями —решение учащимися учебных задач, составление схем понятий, заполнение сравнительных и обобщающих таблиц;

ü применение понятий при решении задач — формирование умений по оперированию понятиями, применению знаний для решения новых задач, а также обеспечение прочности усвоения понятий;

ü классификация понятий — уточнение и обобщение знаний о связях и отношениях группы уже сформированных понятий.

Этапы формирования понятий и их последовательность могут меняться во времени или осуществляться одновременно и взаимосвязано. На каждом этапе важна активная познавательная деятельность учащихся.

Сущность процесса усвоения понятий учащимися заключается в усвоении содержания понятия, его объема и связей с другими понятиями в структуре системы экологических знаний.

Условия, содействующие усвоению понятий учащимися:

ü знание учителем содержания формируемого понятия, соответствующее уровню развития современной науки, и понимание его образовательной значимости;

ü введение учителем траектории развития понятия (этапов и узлов обогащения его содержания и объема), что обеспечивает его целенаправленное осознание;

ü правильный выбор способа формирования понятия (дедуктивный или индуктивный);

ü обоснованный выбор методов обучения и методических приемов, содействующих быстрому по времени выделению существенных признаков понятия и его связей с другими понятиями;

ü мотивированное введение новых понятий, когда перед учащимися подчеркивается значимость формируемых понятий.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1478; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8298 - | 7922 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.