Эластичность спроса и предложения. Неценовые факторы эластичности

Эластичность – это: мера реакции спроса или предложения на изменение цены; используется для определения зависимости спроса и предложения от це-ны; отношение покупателя (степень его чувствительности) к изменению цены.

Эластичность спроса по цене означает, на сколько % повысится спрос или предложение товара при изменении цены на 1 %. Если небольшое измене-ние в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, спрос на такие товары называют эластичным. Спрос является эла-стичным, если показатель эластичности >1.

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в то-варах и услугах при росте или снижении доходов; на сколько % повысится спрос или предложение товара при изменении дохода на 1 %.

Спрос является эластичным, если показатель эластичности >1. Можно вы-делить следующие группы товаров: 1) для товаров длительного пользования, роскоши >1; 2) для товаров первой необходимости <1; 3) для ряда товаров (одежда, обувь) =1.

Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, как изменяется спрос на товар при изменении цены другого товара. Используется для выявле-ния связи между товарами. Если товары в потреблении независимы, е=0. Если товары взаимозаменяемы, e>1. Если товары взаимодополняемы, е<0 (при росте цены на товар А снижается спрос не только на товар А, но и на товар В).

На эластичность спроса по цене оказывают влияние неценовые факторы:

1. Наличие товаров-заменителей – чем больше заменителей, тем эла-стичнее спрос. При повышении цены спрос уходит на недорогие заменители.

Чем уже и точнее определен товар, тем больше у него заменителей, тем выше эластичность спроса.

Например, спрос на сигареты слабо эластичен, но если в этой группе това-ров определить конкретный сорт или марку сигарет, то возможно появление заменителей и спрос на данную марку сигарет уже эластичен.

2. Альтернативность. Чем выше возможность использования товара в альтернативных целях, тем выше его эластичность и наоборот.

3. Специфика отдельных товаров. На такие товары, как очки, лекарства спрос неэластичен.

По расчетам западных экономистов коэффициент эластичности по цене, например, для хлеба равен 0,15, электричества – 0,13, обуви, одежде – 0,20, а на предметы роскоши > 1.

4. Фактор времени. В длительном периоде спрос на товары, как правило, эластичен, в краткосрочном – нет. Здесь срабатывают привычки, а так же кон-серватизм запаса.

5. Удельный вес товара в бюджете потребителя. Обычно, чем выше удельный вес товара в потреблении, тем выше ценовая эластичность.

Эластичность предложения по цене показывает относительное измене-ние предложения товара при изменении его цены на единицу. Является величи-ной положительной, так как цена и объем предложения изменяются однона-правленно.

В краткосрочном периоде производители не могут быстро изменить вели-чину предложения, в результате чего предложение является абсолютно неэла-стичным. Даже если спрос на рынке окажется чрезвычайно большим и цены сильно вырастут, производители не успеют увеличить объем производства (они могут только распродать складские запасы, если таковые есть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: