Римская философия формировалась непосредственно под влиянием греческой философии эпохи эллинизма. Она переняла ее понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления. Начальный этап римской философии сопровождался освобождением мысли от подчинения религии и мифологии, и этот этап можно назвать просветительским (III - I вв. до н. э).
Практически официальной доктриной римского государства стал стоицизм - кружок Сципиона Младшего, ученика греческого стоика Панеция, вторая половина II века до н.э.
Выгодно ориентированный эклектизм на основе скептического платонизма платоновской Академии был представлен Цицероном.
Эклектизм - соединяет философские учения и принципы различных школ, даже если они противоречат друг другу.
Философская поэма Лукреция "О природе вещей", излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику. Это единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли античной древности.
Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Риме таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев.
Некоторые шли от эпикурейства к стоицизму, например поэты Вергилий и Гораций.
Стоический платонизм греческого философа Посидония получил в Риме огромное распространение.
Крупнейшие представители римского стоицизма - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Во II - III вв. платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля, а также пифагоризм. Теперь учителями были уже не стоики, а пифагорействующие платоники типа Плутарха. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор " Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.
III -IV века - господство неоплатонизма, основателем которого стал греческий философ Плотин, живший и работавший в Риме. Затем его традиции продолжил христианский философ Августин.
Философы IV -V веков уже больше переводили греков на латинский язык, комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религиозных материалов. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий и др.
"Последний римлянин" Боэций пишет, наконец свое главное сочинение, трактат "Утешение философское", в форме диалога между автором и олицетворенной философией. Это выборочный свод античной философии, который он передает средневековью на латинском языке.