Консультация к ОГЭ по географии

(предпоследняя, советую этот материал распечатать или записать), очная консультация будет 4.06 в 4 часа днем, после ЕГЭ, в кабинете 23, сейчас многое просто напоминаю

1. Экзамен по географии длится 2 часа.

2. В КИМ 30 вопросов, из которых 17 – с выбором варианта ответа, 10 – с кратким ответом, который нужно написать самим в виде цифры, слова, словосочетания; 3 вопроса повышенной сложности, где нужно написать ответ из 2-3 предложений (о причинах геогр.явлений, факторах размещения и т.д.)

3. Цифры (последовательность цифр) в ответе заданий второго типа пишутся без запятых, подряд, в ответе обычно (но редко, все же бывает - про население) – целое число.

4. Ответы на задания третьего типа (№14, 20, 23) записываются на отдельном листе. Номер задания – и далее ответ, который лучше разграничить, т.е. каждое предложение из 2-3-х писать с красной строки (так лучше видят эксперты). Два вопроса такого типа оцениваются по 2 балла, один (в котором будет написано – укажите особенность) в 1 балл.

5. Максимальное количество баллов – 32, на оценку:

«2» - 0-11 баллов, на «3» - 12-19 баллов, на «4» - 20-26 баллов, на «5» - 27-32 балла

НЕ забудьте перепроверять свои ответы по атласу, там много полезных карт!

НЕ бойтесь в КИМах вычленять слова, чертить, зачеркивать, выбирать и т.д.

6. По анализу экзаменов за прошлые годы эксперты выяснили, что часто трудности встретили вопросы:

*города – миллионеры РФ и * разместить города в порядке возрастания/убывания численности. (критерии разделения городов в Российской Федерации по количеству жителей: малые города – до 20 тысяч жителей; средние города от 20 до 100 тысяч жителей; большие города – более 100 до 250 тысяч жителей; крупные города – более 250 до 500 тысяч жителей; крупнейшие города – от 500 тысяч до 1 миллиона жителей; города-миллионеры – более 1000000 жителей)

Привожу список: 2015 год – 15 городов (особенно запомните первые пять)

Москва 12 111 000 ч Санкт-Петербург 5 132 000ч Новосибирск 1 548 000ч

Екатеринбург 1 412 346 ч Нижний Новгород 1 263 873 ч

Казань 1 191 000 ч Самара 1 172 348 ч Челябинск 1 170 000ч

Омск 1 166 092 ч Ростов-на-Дону 1 109 835 ч Уфа 1 096 702 ч

Красноярск 1 035 528 ч Пермь 1 026 477ч Волгоград 1 017 985 ч Воронеж 1 014 610ч

Примерную численность городов можно посмотреть по карте плотности в 9-м классе

К крупнейшим городам относят 20 городов (они от 800 до 500 тыс.), привожу список в порядке убывания


1. Саратов

2. Тольятти

3. Тюмень

4. Ижевск

5. Барнаул

6. Ульяновск

7. Иркутск

8. Владивосток

9. Хабаровск

10. Ярославль

11. Махачкала

12. Оренбург

13. Томск

14. Новокузнецк

15. Кемерово

16. Астрахань

17. Рязань

18. Набережные Челны

19. Пенза

20. Липецк


* Типы климата (смотреть по климатической карте в атласе 8 и 7 класс)

В России с севера на юг (сверху – вниз): арктический, субарктический, умеренный (который так широк, что делится на климатические области, отличающиеся теплом, разницей температур зимой и летом, осадками и ветром) с умеренным типом, умеренно-континентальным, резко-континентальным (где жарко летом и холодно зимой и мало осадков) и муссонным на Дальнем Востоке (летом муссон с моря, зимой с суши, осадков много)

* Типы климата в мире (от экватора к полюсам, повторяются в северном и южном полушарии): экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический/ субантарктический, арктический/антарктический. Чем дальше от экватора, тем холоднее. Чем дальше вглубь материка, тем меньше осадков, резче климат, больше перепады температур от зимы к лету.

* Соответствие почв и природных зон: арктические пустыни – почв нет (но может называться – арктическая почва), тундра и лесотундра – болотные, тундрово-глеевые; тайга – подзолистые, смешанные леса – дерново-подзолистые; листв.леса – серые лесные, бурые лесные; степь – черноземы, каштановые; полупустыни, пустыни – пески, серозёмы, глина, такыры, солонцы, солончаки. Смотреть по почвенной карте 8, 7 класс.

* Если речь идет «Выдерите предложение, где имеется информация…» то вспомните про что требуемый термин и ищите это предложение. Чаще всего встречаются вопросы: режим реки – то когда она вскрывается ото льда, когда на ней половодье, межень; характер течения – это быстрота течения, горный или равнинный тип; питание реки – откуда она берет себе наибольшее количество воды; естественный прирост – разница между рождаемостью или смертностью (или слова про количество в нем); трудовые ресурсы – трудоспособное население ж. от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет;

7. В вопросах с развернутым ответом (примеры из чего выбрать)

про оползни нужно писать: А)верхний слой пропитался дождевыми водами и стал тяжелым Б) уровень грунтовых вод поднялся от дождей В) верхний слой пород соскользнул по поверхности водоносного слоя на первом водоупорном слое

про болота А) причиной образования болот в данной местности служит избыточное увлажнение (много осадков выпадает, мало испаряется) Б) рельеф территории низкий, плоский, что способствует скапливанию влаги и образованию водных объектов, в том числе и болот В) область расположена на севере, там где раньше был ледник, оставивший за собой плоские озера и болота в понижениях при его таянии

про районы землетрясений, вулканизма А) район находится на стыке двух литосферных плит (можно по карте строения земной коры в 7-м классе даже посмотреть названия) Б) здесь сталкиваются океаническая и материковая кора (посмотреть сначала на карте) В) это сейсмически опасный район, где до сих пор происходят столкновения и разломы слоев Г) зона находится в области кайназойской новейшей складчатости, где горообразование еще не завершено

про участки на плане (дети катаются, выбирают футбольное поле, фермер ищет место) А) для данной задачи подходит участок №… т.к. здесь (и выбрать что спрашивали) Б) а вот участки №.. и №.. НЕ подходят, так как там … (например, кусты, деревья, лес, далеко от дороги, северный склон)

про особенности размещения какого-то производства: напримерА) здесь есть предприятия, которым нужно потреблять продукцию… Б) для организации …. есть сырье (т.к. например есть место рождения, проходит нефтепровод и т.д.) В) производство энергоемкое, а в данном месте есть ГЭС с дешевой энергией Г) при переработке … (пищевого какого-то производства) используется …. (например сахарная свекла), которую широко выращивают в данной местности

про причины малого количества осадков где-то А) территория расположена в области тропических широт с нисходящими потоками сухого воздуха Б) (посмотреть по карте) рядом проходит холодное течение…., которое не дает возможности выпадения осадков из-за низких температур В) в данной местности большую часть года преобладает повышенное давление (антициклоны, делающие погоду устойчивой и без осадков)

про вопрос про загрязнение почв А) при добыче … руды (полезного ископаемого)/ организации такого-то производства отходя могут попасть в почву Б) загрязнение приведет к негативным последствиям: нарушится структура почвы, почвенные растворы будут испорчены и вредны растениям, ухудшится плодородие, в почве станет меньше влаги

про вопросы, связанные с шинами А) производство шин необходимо для использования в автомобилестроении, развитом в данном регионе Б) сырьем для изготовления шин служат переработанные нефтепродукты, а через город проходит нефтепровод, значит, будет бесперебойная поставка сырья или/ здесь есть нефтеперабатывающий завод

про азотные удобрения – А) сырьем для азотный удобрений служит природный газ, а через эту территорию проходит крупный газопровод (далее редко бывает: азот – главная часть воздуха, а при коксовании угля на металлургических заводах кислород берут из воздуха, а азот идет на получение азотных удобрений) Б) особенность ЭГП предприятия – расположение на трассе газопровода (у месторождения газа)

про строительство завода какой-нибудь сельхозтехники (тракторов, элеваторного оборудования, зерноочистителей и т.д.) А) в данной области хорошо развито … (название отрасли с/х …. например, зерновое хозяйство), а для обработки …. (продукция) требуется …. (такая-то) техника, поэтому принято решение о строительстве …завода

про какое-то металлоемкое производство (обычно тяжелое оборудование) А) это производство является очень металлоемким, поэтому размещается в районе металлургической базы, где в городе /ах …. имеются предприятия черной металлургии Б) в данном районе много металлургических заводов, которые будут давать новому предприятию металл, необходимый для его работы

(обычно такого типа вопросы (последние четыре) оцениваются на 1 балл, просят выделить 1 особенность, обведите окончание вопроса, и тогда выберите 1 или две причины, ответ просмотрите по карте в 9-м классе названной отрасли по значкам заводов, отраслей, их специализации)

8. Если вопрос задан по таблице, НЕ забудьте, что рядом дают много лишних граф, чтобы спутать информацию, работайте только с той графой, в которой употреблен термин (о чем спросили, выделите его), и с годом который обозначили, на другие графы просто не смотрите. Тоже при анализе графиков. Вычленяйте только вопрос.

9. Если вопрос касается профиля (выбор одного из четырех вариантов) построенного по плану местности, то для перепроверки а) посмотрите с какой высоты начинаются точки А и Б б) посмотрите холм это или овраг, как далеко от точки А идет понижение, есть ли изгибы

10. В вопросах про климатограммы и точки на карте с ними – примерно определите климат по климатограмме, примеры есть в атласе за 7-й класс на отдельных материках, отвергните 2 точки сразу, из двух выбирайте, обратив внимание, когда выпадают осадки

11. В вопросе по климатической синоптической карте: В – антициклон, Н – циклон, теплый фронт – линия с полуокружностями, холодный – с треугольниками; посмотрите, что возле 4-х указанных в задании городов находится только из них и выбирайте

12. Вопросы про школьников, которые написали климатические данные в таблицу решайте осторожнее, там подвохи, города сначала нанесите на карту, проведите на них линию, смотрите, как она идет с запада на восток или с севре на юг и что звучит в вариантах; затем посмотрите по физической карте высоту объектов, это сильно выясняет правдивость утверждений

13. Любой вопрос, связанный с территориями, субъектами РФ перепроверяйте по карте политико-административной РФ в 8,9 классе

14. Когда вопрос задан по определению страны, учтите все показатели, прямо начертите их на карте, подходят ли; а про области в РФ – на карте РФ, только потом отвечайте

15. Рекомендую потренироваться еще раз порешав он-лайн тесты по ссылкам (часто вопросы в заданиях повторяются, тогда экономится время на их осмысление)

http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory скачать географию

http://geo.sdamgia.ru/ порешайте все 15 вариантов, очень полезно

http://gotovkgia.ru/test-gia-2015-online

http://www.examen.ru/gia/18361&egetestid=72

Желаю удачной подготовки! Не подведите себя и своего учителя! О.П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: