Карл Поппер (1902-1994) рассматривал науку как систему, изменяется и развивается. Этот аспект анализа науки он представил в виде концепции роста научного знания.
Рост научного знания происходит как выдвижение смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий, осуществления их проверки и опровержения, в результате чего и решаются научные проблемы. Если этот процесс останавливается, и некоторые теории доминируют длительное время, то они превращаются в догматические метафизические системы. В науке, по его мнению, никогда нет достаточных оснований для уверенности, что истина достигнута. Поппер считает, что эмпирический базис не является чем-то безусловно истинным, а является продуктом конвенции, которая, в свою очередь, зависит от соответствующей теории. Рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые для отрицания. Науке, по мнению Поппера, нужен не принцип верификации, а фальсификации, т.е. не подтверждение истинности, а опровержение неистинности. Фальсификация - это принципиальное опровержение любого утверждения, что касается науки.
|
|
В своей концепции Карл Поппер формулирует три требования к росту знания.
1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной, обобщающей идеи.
2. Она должна иметь возможность независимой проверки и приводить к явлениям, которые до этого не наблюдались.
3. Хорошая теория должна выдерживать новые тщательные проверки.
Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р 1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р 2, где Р 1 - начальная проблема, ТТ - пробная теория, т.е. предположения относительно того, как решить проблему, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальной проверки, Р 2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо выстроить новую, более основательную и информативнее теорию.
Важной особенностью подхода Поппера является концепция фалибилизму. Ее сущность заключается в том, что любое научное знание имеет лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам. Процесс познания - это процесс преодоления заблуждения путем исключения ошибочных суждений, так как надежных источников получения истины нет, и ни одна теория не может быть безусловно подтверждена. Поэтому задача ученых - искать ошибки и ложные суждения и устранять их путем проверки теорий и выдвижение новых гипотез.
Таким образом, Карл Поппер акцентировал внимание на важных проблемах динамики знания: роста научного знания, роли гипотез в научном познании, роли эмпирического возражения и теоретической критики в развитии знания, соотношение старых и новых теорий и т.п.; вместе с тем, столкнулся с серьезными трудностями, эт 'связанными с абсолютизацией принципа фальсификации, конвенциализмом в толковании восходящих основ знания, отрывом объективного знания от исторического субъекта познания, отказом от признания объективной истинности научного знания, преувеличение аналогии с биологической эволюцией, отрицание определенных закономерностей в развитии науки, природы и общества.
|
|
33. Концепция исторической динамики науки Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций»).
Томас Кун (1922-1996) ввел в философию науки такие понятия, как научная парадигма, научное сообщество, нормальная наука и научная революция. По Куну, развитие науки происходит скачками. Развитие научного знания Томас Кун представил как процесс смены парадигм. По его мнению, долговременные периоды развития нормальной науки в рамках определенной парадигмы сменялись периодами научных революций, которые представляли собой изменение парадигмы. Схема представлена Куном, включала следующие стадии: донаучная - кризис - революция - новая нормальная наука - новый кризис - революция т.д.. Парадигма Куна - это в общем виде основная единица измерения процесса развития науки. Куновской концепцию развития науки можно сформулировать следующим образом:
· допарадигмального стадия развития науки, которая характеризуется наличием различных точек зрения, фундаментальных теорий, загальнопринятих методов и ценностей;
· создание единой парадигмы на основе консенсуса членов научного общества;
· на основе этой парадигмы происходит нормальное развитие науки, накапливаются факты, совершенствуются теории и методы;
· в процессе такого развития возникают аномальные ситуации, приводящие к кризису, а затем к научной революции;
· научная революция - период разрушения парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и утверждение новой парадигмы.
Можно рассматривать локальные научные революции (охватывают отдельную науку) и глобальные научные революии, которые охватывают всю науку в целом и приводят к новому видению мира. Можно выделить следующие глобальные научные революции:
1. Научная революция XVII в., Которая знаменовала появление классического естествознания. Все научные достижения встраивались в общую галиевсько-ньютоновскую картину мира.
2. Научная революция конца XVIII-начала XIX в., Которая привела к дисциплинарной организации и дифференциации науки.
3. Научная революция конца XIX - начала ХХ в. - Революционные изменения в различных областях знаний: открытие теории относительности, квантовой механики, просмотр восходящих представления о пространстве, времени, движении, возникновение кибернетики, становления теории систем, генетики. Эти открытия при внедрении в промышленность стали основой для научно-технической революции.
Научная революция конца ХХ - начала XXI в. - Открытие в микро-и мегамире, начало глобальной перестройки всех знаний о Вселенной.
34. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда (П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки»).
Основной принцип Пола Фейерабенда - "anything goes" (все разрешено). Философ отстаивал позицию теоретического и методологического плюрализма, считал, что существует множество равноправных типов знания и методологий, способствует развитию знания и человека. По его мнению, невозможно создать одну хорошую эмпирическую методологию, равноценными есть все методологические стратегии, правомерно принятия любой теоретической концепции. Самыми периодами в развитии науки есть периоды создания и борьбы альтернатив. Развитие познания, считает Фейерабенд, осуществляется благодаря критике несовместимых теорий при наличии фактов. Поэтому в научной работе ученые должны руководствоваться принципом "пролефирации" (размножение) теорий: создавать теории альтернативные по отношению к существующим, даже если последние подтверждены и имеют всеобщее признание. Фейерабенд придает большое значение альтернативам, они, по его мнению, защищают науку от догматизма и застоя, создают условия для создания новых приборов, дают возможность давать различные теоретические толкования, способствовать развитию творческих способностей ученого.
|
|
Принцип методологического плюрализма указывает на то, что можно создавать теории, которые не соответствуют общепринятым взглядам. Фейерабенд выдвигает идею не только методологического плюрализма, но и идею методологического анархизма, утверждая, что в познании не может быть универсального метода. В науке вообще можно делать все что угодно, никаких рациональных критериев отбора теорий нет. Каждый ученый может создавать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. История науки, по его мнению, представляет собой хаотическое переплетение различных идей, ошибок, интерпретаций фактов, открытий. Развитие науки - иррациональный: новые теории получают признание не потому что ближе к истине, а благодаря пропаганде сторонников. В этом смысле наука ничем не отличается от мифа или религии и является одной из форм идеологии. Поэтому надо освободить общество от диктата науки, отделить науки от государства и предоставить науке, религии, мифа одинаковых прав.
35. Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»).
Основной единицей модели науки Имре Лакатоса (1922–1974) является “исследовательская программа”, состоящая из “жесткого ядра” и “защитного пояса”. Модель науки И. Лакатоса (как и модель Т.Куна) имеет два уровня: уровень конкретных теорий, образующих меняющийся “защитный пояс” “исследовательской программы”, и уровень неизменного “жесткого ядра”, которое определяет лицо “исследовательской программы”. Разные исследовательские программы имеют разные “жесткие ядра”, т.е. между ними имеется взаимнооднозначное соответствие.
|
|
Появление этой модели обусловлено тем, что Лакатоса, с одной стороны, не удовлетворяет куновское "сведение философии науки к психологии науки". “С точки зрения Куна, – говорит он, – изменение научного знания – от одной “парадигмы” к другой – мистическое преображение, у которого нет и не может быть правил. Это предмет психологии (возможно, социальной психологии) открытия. (Такое) изменение научного знания подобно перемене религиозной веры” [Лакатос, с. 274–275]. Поэтому позицию Куна он относит к иррационализму.
С другой стороны, Лакатос поддерживает тезис Куна и Фейерабенда об отсутствии "решающих экспериментов" как критерия выбора между теориями[2]. “ Нет ничего такого, – говорит он, – что можно было бы назвать решающими экспериментами, по крайней мере, если понимать под ними такие эксперименты, которые способны немедленно опрокидывать исследовательскую программу (или куновскую парадигму – А.Л.). На самом деле, когда одна исследовательская программа терпит поражение и ее вытесняет другая, можно – внимательно вглядевшись в прошлое – назвать эксперимент решающим, если удастся увидеть в нем эффектный подтверждающий пример в пользу победившей программы и очевидное доказательство провала той программы, которая уже побеждена” (здесь и далее полужирным шрифтом обозначено выделение Лакатоса) [Лакатос, с. 368] “Решающие эксперименты признаются таковыми лишь десятилетия спустя (задним числом)” [Лакатос, с. 352] “Статус “решающего” эксперимента зависит от характера теоретической конкуренции, в которую он вовлечен” [Лакатос, с. 367]. Лакатос показывает это на примере эксперимента Майкельсона-Морли[3] и ряде других. Ему близок и куновский тезис о том, что "отказ от какой-либо парадигмы без замены ее другой означает отказ от науки вообще".. "Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория" – говорит Лакатос.
Поэтому Лакатос ставит своей целью развить тезис попперовского "критического рационализма" о рациональности изменений научного знания, “выйти из-под обстрела куновской критики, и рассматривать научные революции как рационально конструируемый прогресс знания, а не как обращение в новую веру”. Для этого он разрабатывает свою методологию “исследовательских программ” (ИП).
В “ исследовательскую программу ” Лакатоса входят “ методологические правила ”,руководящие изменениями “защитного пояса”. Эти правила делятся на две части: часть из них – это правила, указывающие каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть – это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика) ”.