Деконструктивный модернизм Деррида

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В социально-гуманитарных науках познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет», «субъект» познания. В результате взаимодействия этих категорий обеспечиваются возможности науки как специализированной деятельности, стремящейся к получению истинного знания. Можно сказать, что социальные науки изучают общество, а гуманитарные человека. Разделение наук по предмету: социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки — человеческий мир. Под социальными науками понимаются: экономика, политология, юриспруденция, социология, социальная экология. В число гуманитарных наук входят филология и культурология. Одинаково социальные и гуманитарные считаются философия, история, антропология, педагогика, психология, гендерные исследования.Под объектом понимается тот фрагмент реальности, на изучение которой направлено научное познание, например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы, также, в качестве объекта социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения. Бесконечное множество явлений социальной реальности может породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях. Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения.Например, такой объект как человек в качестве предмета социологии, экономики, политологии, культурологии предстает различно:Социология рассматривает его как часть социального целого,Политология как «политическое животное»,Экономическая наука как существо, встроенное в процесс производства и потребления,Культурология как носителя ценностей и определенных символических форм познания.Однако, только ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в социально-гуманитарном знании. Сложные полномасштабные объекты не «вмешаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями.

Деконструктивный модернизм Деррида.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ - понятие, введенное французским культурологом и философом Жаком Деррида. Является важнейшим приемом в постмодернизме и постструктурализме. Это не анализ, разбор произведения здесь не подразумевает конечный простой неразложимый итог, и не критика — и то, и другое, как отдельные структуры, сами подлежат деконструированию. Деконструкция в правильном понимании вообще не может стать регулярно воспроизводимым методом, каждый ее акт единичен и уникален, это нечто ускользающее, постоянно становящееся, четко сформулированное определение здесь невозможно, ибо прервало бы это становление, зажав его нормативными рамками. Деконструкция не столько разрушает, сколько сталкивает, разбирает ради выявления латентно существующих явлений. Основные объекты деконструирования — означающее и означаемое, речь, письмо, контекст, бессознательное и другие понятия на границах лингвистики и психологии. Полем для деконструкции является, как положено, искусство, которое отличается (и это более чем традиционная, даже банальная дифференциация) от цивилизационных наработок науки, религии, социологии и т. п. Именно здесь происходит деконструктивное смещение, сталкивание, смешение языков и стилей, пересечение границ и нарушение табу. На первый план Деррида и его последователи выдвигают произвольность и оригинальность знака. Знак ничего не означает, не имеет опоры в виде означаемого (конкретной материальной вещи или явления), мир знаков давно стал самодостаточным, и одно означающее отсылает лишь к другому означающему. Но особенно привлекательна для современного искусства деконструкция контекста. Если контексты речи и письма совершенно разные, то любой элемент языка искусства может быть свободно перенесен в другой жанровый, культурный, политический, социальный контекст или же просто вырван из него. И текст, и контекст открыты всем знаковым потокам, вписаны в более широкие контексты. Деконструктивные методы разрывают духовного и земного, сакрального и профанного, сводят воедино высокое и низкое. Результаты — противоречивые, от Джеймса Джойса («Улисс», «Поминки по Финнегану»), до В. Сорокина и художников позднего концептуализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: