Критический рационализм Поппера

К. Поппер – разработчик концепции критического рационализма. Известен концепцией трех миров: 1. мир предметов, 2. мир сознания (субъективной реальности) 3. мир объективных мыслительных форм – мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов.

Концепция роста научного знания: Принцип верификации – ставит проблему и решает ее путем ввода принципа фальсификации (принципиальная опровержимость научного знания). Чем больше информации о внешнем мире, тем больше вероятность, что конкретная теория будет опровергнута. Чем более развита теория, чем она фундаментальнее, чем больше собрано по ней информации, тем больше вероятность ее фальсификации (опровержения). Таким образом, абсолютного знания в принципе не существует.

Согласно принципу фальсификации, научная теория должна допускать эмпирическое опровержение: наука прогрессирует от менее глубокой проблемы к более глубокой. Наука начинается с проблем; научными объяснениями проблем выступают гипотезы; гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема. Фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок; новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии; углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

Идеал науки тесно связан с его представлением об общественном идеале. "Открытое общество" - это такое общество, что в его основу положены универсальная Рациональность, освобождающая людей от власти догм, предрассудков, невежества ради власти творческого разума. Поппер называет знание "третьим миром", существующим наряду с другими мирами. К числу объектов "третьего мира" он относит научные проблемы, гипотезы, теоретические системы, критические аргументы и, конечно, содержание научной литературы. Защищая самостоятельное существование "третьего мира" приводит аргумент, состоящий из двух мысленных экспериментов:

1. Пусть все наши машины и орудия разрушены, исчезли также все наши субъективные знания об орудиях и о том, как ими пользоваться, однако библиотеки и наша способность пользоваться ими сохранились. В этом случае после длительных усилий наша цивилизация в конце концов будет восстановлена.

2. Орудия, машины и наши субъективные знания разрушены. В то же время разрушены также наши библиотеки, так что наша способность учиться из книг становится бесполезной. В этом случае наша цивилизация не будет восстановлена даже спустя тысячелетия. Это говорит о реальности, значимости и автономности "третьего мира", который, имея символическую, коммуникативную природу, является фундаментом как научной, так и социальной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: