Эмпирические методы в социогуманитарных науках. Социальный эксперимент

Эмпирические методы: соц. Эксперименты и наблюдение. Эмпирия означает опыт. Теоретические: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, интерпретация, форматизация. Эмпирический опыт – это чувственное восприятие мира, составляющее основу познания в форме эмпирических методов. Разделение на эмпирический и теоретический, в отличие от разделения чувственного и рационального, относится только к сфере науки. Эмпирический опыт можно трактовать как совокупность эмпирических фактов (события, явления или действия, фиксируемые субъектом науки). Научные эмпирические факты как правило описательные. 2 основных эмпирических метода: социальное наблюдение и социальный эксперимент. Социальное наблюдение – целенаправленное, организованное и осмысленное исследование социального мира в его естественных условиях с целью получения первично эмпирической информации в форме эмпирических фактов. Ведется исключительно в естественных условиях, субъект наблюдает, осмысливает и размышляет. Субъект наблюдения – человек, который представляет все человечество. Основные виды социального наблюдения: включенное (непосредственное участие наблюдателя) / невключенное (внешнее пассивное, наблюдатель не участвует), полевое (в естественной среде) /лабораторное (в лаборатории), стандартизированное (наблюдение без всяких процедур) / нестандартизированное (определенная процедура регистрации данных), акторное («актор» - любое действующее лицо в социальной среде. Наблюдаются поступки) / вербальное (получение только словесной информации без прямого наблюдения). Измерение – это эмпирическая процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Социальный эксперимент – это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него. При этом либо создаются какие-то новые социальные условия, согласно целям данного эксперимента, и меняется течение данного процесса, либо сам процесс искусственно производится путем моделирования. Все социальные эксперименты можно разделить на предметные (вещественные) и мысленные (идеальные). Основные проблемы, которые связаны с социальным экспериментированием: Социальный эксперимент связан с воздействием на других индивидов и потому имеет определенные моральные и этические ограничения. Нарушаются права человека. Люди могут только на добровольной основе присоединяться к эксперименту, и не должны нарушаться его права. Сложности в отношении воспроизводимости. Многие социальные эксперименты можно провести 1 или несколько раз, многократное воспроизведение в основном невозможно. Некоторые социальные эксперименты могут оказать неблагоприятное воздействие на общество и его внешнюю среду. Проблема контроля над социальным экспериментом. Использование эксперимента: социология, экономика, педагогика, психология.

2. «Структурный психоанализ» Ж. Лакана. Роль языка и символа в структуре бессознательного.

Его теория базируется на ведущей роли языка как феномена культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов. Главная заслуга Лакана состоит в структуралисткой развитии фрейдовского психоанализа. Главной ориентацией его теории была психоаналитическая критика, с целью понять что происходит в процессе анализа. Он яро оппонировал естественно-научному подходу, при котором человек описывается как объект, подобным другим объектам мира. Он освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, подводя под него лингвистическую основу, пересмотрев теорию Фрейда с позиций структурной лингвистики и семиотики. В основе психоаналитической концепции Лакана лежат два тезиса: 1) бессознательное структурировано, подобно языку; след за Соссюром, который подчинял мышление языку, Лакан признает приоритет языка по отношению к бессознательному. Бессознательное организовано как язык, поэтому функционирование каждого элемента бессознательного подчиняется принципу системности. 2) бессознательное есть речь "Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только лингвистический анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть структуру бессознательных процессов. Личность Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида, т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". Структура человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального. Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической самозащиты. Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом. Реальное, сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в рационализированной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: