Г.Гадамер и герменевтика как методология гуманитарных наук

Г. — основоположник филос. герменевтики. В отличие от предшествующей герменевтической традиции. Ее предмет образуют не только «понимающие» (историко-гуманитарные) науки, но — в той мере, в какой феномену понимания придается универсальный характер, — вся совокупность человеческого знания о мире и бытие в нем. В труде «Истина и метод» - основы философской герменевтики, понимая ее, подобно Хайдеггеру, прежде всего как учение о бытии. Развитие герменевтики Гадамер мыслит в рамках «онтологического поворота герменевтики к путеводной нити языка». На связь герменевтики с языком указывал еще Хайдеггер. Гадамер во многом следует своему учителю, в том числе и в анализе категорий: предпонимание, традицию, предрассудок, горизонт понимания. Предпонимание — это определяющаяся традицией предпосылка понимания, поэтому оно должно выступать одним из условий понимания. Совокупность предрассудков и предсуждении, обусловленных традицией, составляет то, что Гадамер называет «горизонтом понимания». Центральным, обусловливающим все остальные понятие предрассудка. Оно характеризуется как предсуждение, то есть «суждение, вынесенное до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов». «Предрассудок», таким образом, вовсе не означает неверного суждения; в его понятии заложена возможность как позитивной, так и негативной оценки. Традицию, связывающую историю и современность, Гадамер считает одной из форм авторитета. Основной проблемой, как считает Гадамер, является здесь трудность определения характера проявления в языке предпосылок понимания. Поскольку «все есть в языке», то каким образом язык сохраняет объективные и субъективные предпосылки понимания? Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни история, ни общество. Нас определяет язык, «в котором мы живем». Язык есть не только «дом бытия» (Хайдеггер), но и способ бытия человека, сущностное его свойство. Отсюда язык становится и условием познавательной деятельности человека. Понимание считается неотъемлемой функцией языка наряду с говорением. Вследствие этого понимание из свойства познания превращается в свойство бытия, а основной задачей герменевтики становится выяснение онтологического статуса понимания как момента жизни человека. Стремясь постигнуть сущность человеческого бытия, герменевтика выступает как своеобразная философская антропология. 2. Влияние Л. Витгенштейна на философию ХХ века (развитие анализа обыденного языка или «лингвистической философии»). В творчестве Витгенштейна обычно выделяют два периода: до и после 1933г. В первый период он был логистическим, а во второй - лингвистическим философом. Первая позиция представлена в «Логико-философском трактате», а вторая - в «Философских исследованиях». В отличие от Рассела, Витгенштейн интересовался больше языком, нежели логикой. Размышляя над статусом языка, он вырабатывает ответ на вопрос, который стал для него ключевым: как язык соприкасается с миром предметов и внутренним миром человека? Главная инновация позднего Витгенштейна состоит в выборе в качестве референтной (денотатной) системы для языка не мира предметов, а поведения людей. «Совместное поведение - вот та референтная система, с помощью которой мы интерпретируем незнакомый язык», - пишет Витгенштейн. Значение слова и смысл предложения - это его употребление в языке, и для разрешения проблем надо связать язык со сферой реальных действий. Свою «Голубую книгу» Витгенштейн открывает вопросом: «Что есть значение слова?» Этот вопрос подобен вопросам: «Что есть время?», «Что есть истина?», «Что есть красота?» и т.п. Такие вопросы, по мнению философа, приводят к спазмам рассудка. «Мы чувствуем, - пишет Витгенштейн, - что мы не можем указать на что-либо в качестве ответа на эти вопросы и что все же мы должны указать на что-то». Фраза «значение слова» имеет, с его точки зрения, силу заклинания, побуждающего нас искать объект, который соответствует этому слову. Тем самым навязывается идея, что этот объект и есть значение слова. Витгенштейн предлагает вместо вопроса: «Каково значение?» спрашивать: «Каково объяснение значения?» А позднее он сформулировал свой знаменитый совет: «Не спрашивайте о значении, спрашивайте об употреблении». Употребление может быть понято не само по себе или на основе рассмотрения слов, а только в контексте, лингвистическом и социальном. И далее он заключает: «Значение слова есть его употребление в языке». Таким образом, Витгенштейн отстаивает идею множественности функций языка, назначений языка (не только наименование предметов) и неотделимости языка от жизни, от социокультурного контекста. Взаимодействие языка и жизни оформляется у Витгенштейна в виде «языковой игры». А любая игра регламентируется правилами и нормами. Языковая игра - в том числе. С правилами должны считаться все участники коммуникации. По мнению Витгенштейна, языковые игры бывают разными. Они могут иметь дело с внутренним и внешним для человека, с настоящим и будущим. Внутренне и будущее от человека скрыты. «Хотя ты и можешь быть полностью уверенным в душевном состоянии другого, но эта уверенность всегда только субъективна, а не объективна. Два этих слова указывают на различия между языковыми играми». Согласно Витгенштейну, достоверность может быть как объективной, так и субъективной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: