Инструкция по выполнению самостоятельной работы. Вопросы для конспекта

  • изучить материал по теме: «Плотность потока электромагнитного излучения»
  • пользуясь §50 учебника, ответьте на вопросы, выбирая главное и второстепенное;
  • систематизировать информацию согласно плану преподавателя.

Вопросы для конспекта:

1. Какую величину называют плотностью потока электромагнитного излучения?

2. Какой источник излучения называется точечным? Примеры.

3. Какова зависимость плотности потока излучения от расстояния до источника?

4. Какова зависимость плотности потока излучения от частоты?

5. Почему переменный ток в осветительной сети практически не излучает электромагнитные волны?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Задания для самостоятельной работы студентов по главе 3.9.

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.9. Геометрическая оптика

Самостоятельная работа № 55 Доработка конспекта лекции с применением учебника и дополнительной литературы

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы на тестовое задание предложенное преподавателем;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить геометрической оптики;

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

• ответить на вопросы тестового задания, выбирая один правильный ответ на каждый вопрос;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный


Вариант № 1

1. Направление распространения света указывают с помощью:

а) прямой линии; б) волны; в) пальца; г) указки.

2. Скорость света в вакууме:

а) 300 000 км/с; б) 250 км/с; в) 30 км/с; г) 0.

3. Изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет, из-за того, что на границе сред воздух–вода свет:

а) только поглощается; б) только отражается;
в) только преломляется; г) частично отражается, а частично преломляется.

4. Голландский физик Х.Гюйгенс считал, что свет – это:

а) волна; б) корпускула (частица); в) дар божий;
г) объемный светящийся конус.

5. Если свет падает на зеркало под углом 60° к его поверхности, то угол отражения равен:

а) 30°; б) 45°; в) 60°; г) 90°.

6. Как меняются кажущиеся размеры предмета в цилиндрическом стакане с водой?

а) меняют окраску; б) не изменяются;
в) уменьшаются; г) увеличиваются.

7. К какому типу относятся световые волны?

а) к продольным; б) к поперечным;
в) в вакууме они поперечные, в среде – продольные.
г) характер спокойный, уравновешенный.

8. Угол между перпендикуляром к поверхности и преломленным лучом называется углом:

а) падения; б) отражения; в) полного отражения; г) преломления.

9. Показатель преломления среды зависит от:

а) угла падения луча; б) угла преломления луча;

в) зарплаты; г) частоты колебаний или длины волны.

10. Оптическая сила линзы измеряется:

а) в метрах; б) в диоптриях; в) в ньютонах; г) в амперах.

Вариант 2

1. В 1676 г. датский ученый Оле Ремер впервые измерил скорость света, наблюдая затмения спутника планеты:

а) Марс; б) Юпитер; в) Сатурн; г) Уран.

2. На границе раздела двух прозрачных сред свет:

а) отражается; б) преломляется;
в) поглощается; г) частично отражается, частично преломляется.

3. С какими линзами следует носить очки дальнозорким людям?

а) собирающими; б) рассеивающими;
в) цилиндрическими; г) призматическими.

4. Раздел оптики, в котором изучаются законы распространения световой энергии в прозрачных средах на основе представления о световом луче, называется геометрической:

а) фигурой; б) физикой; в) дифракцией; г) оптикой.

5. При падении светового луча на плоское зеркало угол падения:

а) равен углу отражения; б) равен углу преломления;
в) больше угла отражения; г) меньше угла отражения.

6. Каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн. Это утверждение носит название:

а) принцип относительности; б) принцип Гюйгенса;
в) принцип Ленца; г) принцип запрета.

7. Угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности в точке падения называется углом:

а) преломления; б) отражения; в) полного отражения; г) падения.

8. На объективе фотоаппарата имеются пылинки. Получится ли их изображение на фотографии?

а) Да, на фотографии они увеличатся; б) да, если они большого размера;
в) из-за пылинок фотография не получится; г) нет, т.к. d < F.

9. Какую волну представляет собой свет?

а) сейсмическую; б) речную; в) цунами; г) электромагнитную.

10. Угол между перпендикуляром к поверхности и отраженным лучом называется углом:

а) падения; б) отражения; в) полного отражения; г) преломления.

Вариант                    
  а а г а в г б г г б
  б б а г а б г а г б

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.8. Геометрическая оптика

Самостоятельная работа № 56 Подготовка к лабораторной работе

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 15 «Определение показателя стекла»;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- установить зависимость относительного показателя преломления от среды в которой распространяется луч;

- приводить примеры.

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 61, §62;

• систематизировать информацию согласно плану преподавателя;

• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Вопросы:

1. Каков физический смысл показателя преломления?

2. Чем отличается относительный показатель преломления от абсолютного?

3. От чего зависит и не зависит показатель преломления света?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.8. Геометрическая оптика

Самостоятельная работа № 57 Решение задач

По итогам выполнения студент должен представить:

- решенные задачи по геометрической оптике;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить особенности преломления световых лучей;

- рассчитать относительный показатель преломления, угол преломления и угол отражения луча

Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.

3. Выполните краткую запись в тетради.

4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».

5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).

6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.

7. Проверьте ответ и проведите его анализ.

Задачи:

1) Луч переходит из одной среды в другую и преломляется на границе двух сред. Определите относительный показатель преломления;

2) Под каким углом преломился луч в известной среде, если он упал под углом α на границу раздела двух сред.

3) Луч упал на зеркало под углом α. Определите, под каким углом γ он отразится?

Задание №1 Задание № 2 Задание №3

α β   среда α   α γ
          Вода          
          Алмаз          
          Сероуглерод          
          Стекло          
          рубин          

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.8. Геометрическая оптика

Самостоятельная работа № 58 Подготовка к лабораторной работе

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 16 «Измерение главного фокусного расстояния и расчет оптической силы линзы»;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- записать, что называют главным фокусом линзы и как рассчитать оптическую силу линзы;

- приводить примеры.

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 63, §64;

• систематизировать информацию согласно плану преподавателя;

• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Вопросы:

1. Что называют главным фокусом линзы? Сколько фокусов у линзы?

2. Какие лучи удобно использовать для построения изображения в линзе?

3. Что называют оптической силой линзы? В каких единицах ее измеряют?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.8. Геометрическая оптика

Самостоятельная работа № 59 Решение задач

По итогам выполнения студент должен представить:

- решенные задачи по геометрической оптике;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить особенности преломления световых лучей в линзе;

- рассчитать характеристики линз: оптическую силу и фокусное расстояние линзы.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.

3. Выполните краткую запись в тетради.

4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».

5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).

6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.

7. Проверьте ответ и проведите его анализ.

Задачи:

Задание № 1 Задание № 2

d, см f, см D, дптр F, м   D, F,
                 
                 

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: