- изучить материал по теме: «Поляризация света»
- пользуясь §73учебника,ответьте на вопросы, выбирая главное и второстепенное;
- систематизировать информацию согласно плану преподавателя.
Вопросы для конспекта:
1. Факты поперечности световых волн.
- Объяснение опыта с турмалином (пояснения с рисунками).
- Что такое поляроид?
- Преимущества и недостатки поляроидов.
- Где применяют поляроиды?
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 62 Подготовка к лабораторной работе
По итогам выполнения студент должен представить:
- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 15 «Изучение интерференции и дифракции света»;
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- различать интерференцию и дифракцию света;
- приводить примеры на явление интерференции и дифракции света.
|
|
Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:
• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 67 - §72;
• систематизировать информацию согласно плану преподавателя - заполнить таблицу: разделить страницу пополам. В левой части записать все, что касается интерференции, в правой – дифракции;
• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;
• оформить работу и предоставить в установленный срок.
Задания:
№ | Интерференция | Дифракция |
Ученые, проводившие исследования и сделавшие открытия по световому явлению. | ||
Определение | ||
Применение | ||
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
http://fcior.edu.ru/search.page
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 63 Решение задач
По итогам выполнения студент должен представить:
- расчет характеристик дифракционной решетки
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- повторить особенности дифракционной решетки;
- рассчитать характеристики дифракционной решетки: период решетки, угол отклонения световых лучей в решетке.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.
3. Выполните краткую запись в тетради.
4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».
|
|
5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).
6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.
7. Проверьте ответ и проведите его анализ.
Задачи:
1. Дифракционная решетка с периодов 0,01 мм. Найти длину волны монохроматического цвета, падающего на решетку, если угол между спектрами второго порядка равен 60.
2. Определите угол отклонения лучей зеленого цвета с длиной волны 0,55 мкм в спектре второго порядка, полученном с помощью дифракционной решетки с периодом 0,01 мм.
3. Каков период решетки, если на экран отстоящем от решетки на 2 м направили пучок цвета с длиной волны 0,55 мкм. Расстояние между спектрами второго порядка равно 16 см.
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 64 Решение задач
По итогам выполнения студент должен представить:
- расчет волновых характеристик
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- повторить особенности дифракционной решетки;
- рассчитать волновые характеристики света.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.
3. Выполните краткую запись в тетради.
4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».
5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).
6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.
7. Проверьте ответ и проведите его анализ.
Задачи:
1. Какие частоты колебаний соответствуют крайним красным (λ = 0,76 мкм) и крайним фиолетовым (λ = 0,4 мкм) лучам видимой части спектра?
2. Каков период решетки, если на экран отстоящем от решетки на 2 м направили пучок цвета с длиной волны 0,55 мкм. Расстояние между спектрами второго порядка равно 16 см.
3. Какими будут казаться красные буквы, если их рассматривать через зеленой стекло?
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 65 Работа над конспектом лекции
По итогам выполнения студент должен представить:
- ответы на тестовое задание предложенное преподавателем;
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- повторить тему: «Виды спектров. Спектральный анализ»;
Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:
· повторить тему: «Виды спектров. Спектральный анализ» по материалам лекции или учебнику (см. основные источники информации п. 1) § 83, §84;
· ответить на вопросы тестового задания, выбирая один правильный ответ на каждый вопрос;
· оформить работу и предоставить в установленный срок.
Вариант № 1
Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный |
1. Какой спектр дает расплавленный металл?
А) сплошной; Б) линейчатый;
В) полосатый; Г) никакой.
2. Температуру раскаленного металла опытные кузнецы определяют по цвету – металл сильнее всего нагрет, когда имеет:
А) красный цвет; Б) белый цвет; В) оранжевый цвет; Г) зеленый цвет.
3. Что определяют по линиям поглощения солнечного спектра?
А) химический состав атмосферы Солнца;
Б) состав глубинных слоев Солнца;
В) состав ядра Солнца; Г) строение атома водорода или гелия.
|
|
4. Какой спектр можно наблюдать с помощью спектроскопа от раскаленной спирали электрической лампочки?
А) сплошной; Б) линейчатый;
В) полосатый; Г) никакой.
5. Радужная полоска из семи цветов называется:
А) цветик - семицветик; Б) радуница;
В) спектр; Г) огонек.
Вариант № 2
1. Какой спектр дает раскаленный добела металл?
А) сплошной; Б) линейчатый; В) полосатый; Г) никакой.
2. На сколько цветов условно разлагают белый свет?
А) 10; Б) 7; В) 5; Г) 3.
3. Тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул, дают спектры:
А) линейчатые; Б) полосатые; В) сплошные; Г) никакие.
4. В каком агрегатном состоянии в лабораториях спектрального анализа исследуют вещество для определения его элементного состава?
А) твердом; Б) жидком; В) газообразном; Г) плазмы.
5. Какой химический элемент впервые был открыт благодаря спектральному анализу?
А) водород; Б) гелий; В) неон; Г) кислород.
Эталон ответов:
Вариант | |||||
а | б | а | а | в | |
а | б | а | в | б |
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 66 Подготовка к лабораторной работе
По итогам выполнения студент должен представить:
- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 19 «Изучение особенностей сплошных и линейчатых спектров»;
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- различать сплошные и линейчатые спектры;
- рассмотреть устройство спектрального аппарата;
Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:
• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 82 - §83;
• систематизировать информацию согласно плану преподавателя;
• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;
• оформить работу и предоставить в установленный срок.
|
|
Задания:
- В чем заключается спектральный анализ?
- Где применяется спектральный анализ?
- Какие бывают спектральные аппараты? В чем их различие? Опишите устройство (рисунок)
- Является ли спектр лампы накаливания непрерывным?
- В чем состоит главное отличие линейчатых спектров от непрерывных и полосатых?
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007
Раздел 3. Электродинамика
Глава 3.10. Волновая оптика
Самостоятельная работа № 67 Работа над конспектом лекции
По итогам выполнения студент должен представить:
- ответы на тестовое задание предложенное преподавателем;
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- повторить тему: «Видимое и невидимое излучение. Особенности излучения. Применение. Шкала электромагнитных волн»;
Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:
· повторить тему: «Видимое и невидимое излучение. Особенности излучения. Применение. Шкала электромагнитных волн» по материалам лекции или учебнику (см. основные источники информации п. 1) § 81, §85;§ 86, §87
· ответить на вопросы тестового задания, выбирая один правильный ответ на каждый вопрос;
· оформить работу и предоставить в установленный срок.
Вариант № 1
Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный |
1. Какие излучения используются в медицине: инфракрасное, ультрафиолетовое или рентгеновское?
А) инфракрасное; Б) ультрафиолетовое;
В) рентгеновское; Г) все виды.
2. Как сам Вильгельм Рентген назвал открытые им лучи?
А) икс; Б) игрек;
В) невидимые; Г) рентгеновские.
3. Какие из перечисленных ниже видов электромагнитных излучений имеет наибольшую длину волны?
А) радио; Б) свет;
В) инфракрасное; Г) ультрафиолетовое.
4. При помощи, каких лучей, можно «увидеть» скелет человека?
А) лазерных; Б) инфракрасных;
В) ультрафиолетовых; Г) рентгеновских.
5. Изображение нагретого предмета в темноте получают при помощи:
А) ультрафиолетового излучения; Б) инфракрасного излучения;
В) рентгеновских лучей; Г) радиоволн.
6. Излучение звезд является:
А) тепловым излучением; Б) электролюминесценцией;
В) хемилюминесценцией; Г) фотолюминесценцией.
7. Скорость света в вакууме:
А) 300 000 км/с; Б) 250 км/с;
В) 30 км/с; Г) 0.
8. Какой вид излучения используется в приборах ночного видения?
А) радиоволны; Б) ультрафиолетовое;
В) инфракрасное; Г) рентгеновское.
9. Обычное стекло хорошо пропускает:
А) видимый солнечный свет; Б) ультрафиолетовое излучение;
В) инфракрасное излучение; Г) любые виды излучений.
10. Лампы дневного света относятся к источникам:
А) электролюминесцентным; Б) катодолюминесцентным;
В) хемилюминесцентным; Г) фотолюминесцентным
Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный |
1. Какие лучи можно получить с помощью рентгеновской трубки?
А) инфракрасные; Б) ультрафиолетовые;
В) рентгеновские; Г) радиоволны.
2. К какому виду излучений относится свечение экрана телевизора?
А) электролюминесценция; Б) катодолюминесценция;
В) хемилюминесценция; Г) фотолюминесценция.
3. Какой из перечисленных объектов является источником ультрафиолетового излучения?
А) Солнце; Б) свеча; В) тело человека; Г) лампочка.
4. С помощью каких лучей можно получить фотографию скелета кошки?
А) инфракрасных; Б) ультрафиолетовых; В) рентгеновских; Г) радиоволн.
5. Какое из существ испускает такой вид излучения, как хемилюминесценция?
А) светлячок; Б) паук; В) таракан; Г) пиявка.
6. Какие лучи вызывают свечение елочных украшений, покрытых люминофором?
А) рентгеновские; Б) инфракрасные; В) ультрафиолетовые; Г) радиоволны.
7. Радужная полоска из семи цветов называется:
А) цветик- семицветик; Б) радуница;
В) спектр; Г) огонек.
8. К какому виду излучений относится северное сияние?
А) электролюминесценция; Б) катодолюминесценция;
В) хемилюминесценция; Г) фотолюминесценция.
9. Холодное излучение, обладающее высокой химической активностью
А) рентгеновское; Б) инфракрасное;
В) ультрафиолетовое; Г) радиоволновое.
8. Вавилов С. И. развил метод исследования химического состава вещества
А) спектрального анализа; Б) математического анализа;
В) люминесцентного анализа; Г) рентгеновского анализа.
Эталон ответов:
Вариант | ||||||||||
г | а | в | г | б | а | а | в | а | г | |
в | б | а | в | а | в | в | а | в | в |
Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007