Инструкция по выполнению самостоятельной работы. Вопросы для конспекта

  • изучить материал по теме: «Поляризация света»
  • пользуясь §73учебника,ответьте на вопросы, выбирая главное и второстепенное;
  • систематизировать информацию согласно плану преподавателя.

Вопросы для конспекта:

1. Факты поперечности световых волн.

  1. Объяснение опыта с турмалином (пояснения с рисунками).
  2. Что такое поляроид?
  3. Преимущества и недостатки поляроидов.
  4. Где применяют поляроиды?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 62 Подготовка к лабораторной работе

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 15 «Изучение интерференции и дифракции света»;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- различать интерференцию и дифракцию света;

- приводить примеры на явление интерференции и дифракции света.

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 67 - §72;

• систематизировать информацию согласно плану преподавателя - заполнить таблицу: разделить страницу пополам. В левой части записать все, что касается интерференции, в правой – дифракции;

• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Задания:

Интерференция Дифракция
  Ученые, проводившие исследования и сделавшие открытия по световому явлению.
  Определение
  Применение
     

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

http://fcior.edu.ru/search.page

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 63 Решение задач

По итогам выполнения студент должен представить:

- расчет характеристик дифракционной решетки

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить особенности дифракционной решетки;

- рассчитать характеристики дифракционной решетки: период решетки, угол отклонения световых лучей в решетке.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.

3. Выполните краткую запись в тетради.

4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».

5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).

6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.

7. Проверьте ответ и проведите его анализ.

Задачи:

1. Дифракционная решетка с периодов 0,01 мм. Найти длину волны монохроматического цвета, падающего на решетку, если угол между спектрами второго порядка равен 60.

2. Определите угол отклонения лучей зеленого цвета с длиной волны 0,55 мкм в спектре второго порядка, полученном с помощью дифракционной решетки с периодом 0,01 мм.

3. Каков период решетки, если на экран отстоящем от решетки на 2 м направили пучок цвета с длиной волны 0,55 мкм. Расстояние между спектрами второго порядка равно 16 см.

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 64 Решение задач

По итогам выполнения студент должен представить:

- расчет волновых характеристик

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить особенности дифракционной решетки;

- рассчитать волновые характеристики света.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.

3. Выполните краткую запись в тетради.

4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».

5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).

6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.

7. Проверьте ответ и проведите его анализ.

Задачи:

1. Какие частоты колебаний соответствуют крайним красным (λ = 0,76 мкм) и крайним фиолетовым (λ = 0,4 мкм) лучам видимой части спектра?

2. Каков период решетки, если на экран отстоящем от решетки на 2 м направили пучок цвета с длиной волны 0,55 мкм. Расстояние между спектрами второго порядка равно 16 см.

3. Какими будут казаться красные буквы, если их рассматривать через зеленой стекло?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика для 11кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 65 Работа над конспектом лекции

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы на тестовое задание предложенное преподавателем;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить тему: «Виды спектров. Спектральный анализ»;

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

· повторить тему: «Виды спектров. Спектральный анализ» по материалам лекции или учебнику (см. основные источники информации п. 1) § 83, §84;

· ответить на вопросы тестового задания, выбирая один правильный ответ на каждый вопрос;

· оформить работу и предоставить в установленный срок.

Вариант № 1

Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный


1. Какой спектр дает расплавленный металл?

А) сплошной; Б) линейчатый;
В) полосатый; Г) никакой.

2. Температуру раскаленного металла опытные кузнецы определяют по цвету – металл сильнее всего нагрет, когда имеет:

А) красный цвет; Б) белый цвет; В) оранжевый цвет; Г) зеленый цвет.

3. Что определяют по линиям поглощения солнечного спектра?

А) химический состав атмосферы Солнца;

Б) состав глубинных слоев Солнца;
В) состав ядра Солнца; Г) строение атома водорода или гелия.

4. Какой спектр можно наблюдать с помощью спектроскопа от раскаленной спирали электрической лампочки?

А) сплошной; Б) линейчатый;
В) полосатый; Г) никакой.

5. Радужная полоска из семи цветов называется:

А) цветик - семицветик; Б) радуница;
В) спектр; Г) огонек.

Вариант № 2

1. Какой спектр дает раскаленный добела металл?

А) сплошной; Б) линейчатый; В) полосатый; Г) никакой.

2. На сколько цветов условно разлагают белый свет?

А) 10; Б) 7; В) 5; Г) 3.

3. Тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул, дают спектры:

А) линейчатые; Б) полосатые; В) сплошные; Г) никакие.

4. В каком агрегатном состоянии в лабораториях спектрального анализа исследуют вещество для определения его элементного состава?

А) твердом; Б) жидком; В) газообразном; Г) плазмы.

5. Какой химический элемент впервые был открыт благодаря спектральному анализу?

А) водород; Б) гелий; В) неон; Г) кислород.

Эталон ответов:

Вариант          
  а б а а в
  а б а в б

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 66 Подготовка к лабораторной работе

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 19 «Изучение особенностей сплошных и линейчатых спектров»;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- различать сплошные и линейчатые спектры;

- рассмотреть устройство спектрального аппарата;

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 82 - §83;

• систематизировать информацию согласно плану преподавателя;

• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Задания:

  1. В чем заключается спектральный анализ?
  2. Где применяется спектральный анализ?
  3. Какие бывают спектральные аппараты? В чем их различие? Опишите устройство (рисунок)
  4. Является ли спектр лампы накаливания непрерывным?
  5. В чем состоит главное отличие линейчатых спектров от непрерывных и полосатых?

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007

Раздел 3. Электродинамика

Глава 3.10. Волновая оптика

Самостоятельная работа № 67 Работа над конспектом лекции

По итогам выполнения студент должен представить:

- ответы на тестовое задание предложенное преподавателем;

В процессе выполнения работы студент сможет:

- осмыслить изученный материал по данной теме;

- повторить тему: «Видимое и невидимое излучение. Особенности излучения. Применение. Шкала электромагнитных волн»;

Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:

· повторить тему: «Видимое и невидимое излучение. Особенности излучения. Применение. Шкала электромагнитных волн» по материалам лекции или учебнику (см. основные источники информации п. 1) § 81, §85;§ 86, §87

· ответить на вопросы тестового задания, выбирая один правильный ответ на каждый вопрос;

· оформить работу и предоставить в установленный срок.

Вариант № 1

Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный


1. Какие излучения используются в медицине: инфракрасное, ультрафиолетовое или рентгеновское?

А) инфракрасное; Б) ультрафиолетовое;
В) рентгеновское; Г) все виды.

2. Как сам Вильгельм Рентген назвал открытые им лучи?

А) икс; Б) игрек;
В) невидимые; Г) рентгеновские.

3. Какие из перечисленных ниже видов электромагнитных излучений имеет наибольшую длину волны?

А) радио; Б) свет;
В) инфракрасное; Г) ультрафиолетовое.

4. При помощи, каких лучей, можно «увидеть» скелет человека?

А) лазерных; Б) инфракрасных;
В) ультрафиолетовых; Г) рентгеновских.

5. Изображение нагретого предмета в темноте получают при помощи:

А) ультрафиолетового излучения; Б) инфракрасного излучения;
В) рентгеновских лучей; Г) радиоволн.

6. Излучение звезд является:

А) тепловым излучением; Б) электролюминесценцией;
В) хемилюминесценцией; Г) фотолюминесценцией.

7. Скорость света в вакууме:

А) 300 000 км/с; Б) 250 км/с;
В) 30 км/с; Г) 0.

8. Какой вид излучения используется в приборах ночного видения?

А) радиоволны; Б) ультрафиолетовое;
В) инфракрасное; Г) рентгеновское.

9. Обычное стекло хорошо пропускает:

А) видимый солнечный свет; Б) ультрафиолетовое излучение;
В) инфракрасное излучение; Г) любые виды излучений.

10. Лампы дневного света относятся к источникам:

А) электролюминесцентным; Б) катодолюминесцентным;
В) хемилюминесцентным; Г) фотолюминесцентным

Для каждого вопроса выберите из предложенных вариантов ответов один правильный
Вариант № 2

1. Какие лучи можно получить с помощью рентгеновской трубки?

А) инфракрасные; Б) ультрафиолетовые;

В) рентгеновские; Г) радиоволны.

2. К какому виду излучений относится свечение экрана телевизора?

А) электролюминесценция; Б) катодолюминесценция;
В) хемилюминесценция; Г) фотолюминесценция.

3. Какой из перечисленных объектов является источником ультрафиолетового излучения?

А) Солнце; Б) свеча; В) тело человека; Г) лампочка.

4. С помощью каких лучей можно получить фотографию скелета кошки?

А) инфракрасных; Б) ультрафиолетовых; В) рентгеновских; Г) радиоволн.

5. Какое из существ испускает такой вид излучения, как хемилюминесценция?

А) светлячок; Б) паук; В) таракан; Г) пиявка.

6. Какие лучи вызывают свечение елочных украшений, покрытых люминофором?

А) рентгеновские; Б) инфракрасные; В) ультрафиолетовые; Г) радиоволны.

7. Радужная полоска из семи цветов называется:

А) цветик- семицветик; Б) радуница;
В) спектр; Г) огонек.

8. К какому виду излучений относится северное сияние?

А) электролюминесценция; Б) катодолюминесценция;
В) хемилюминесценция; Г) фотолюминесценция.

9. Холодное излучение, обладающее высокой химической активностью

А) рентгеновское; Б) инфракрасное;

В) ультрафиолетовое; Г) радиоволновое.

8. Вавилов С. И. развил метод исследования химического состава вещества

А) спектрального анализа; Б) математического анализа;
В) люминесцентного анализа; Г) рентгеновского анализа.

Эталон ответов:

Вариант                    
  г а в г б а а в а г
  в б а в а в в а в в

Основные источники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Классический курс - М.: Просвещение, 2007


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: