Типы высшей нервной деятельности

Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.

Флегматики – спокойные, удовлетворенные люди.

Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. Действия холериков отличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения.

Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости.

Интроверсия характеризуется фиксацией на внутреннем мире.

Истинкты – генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства).

Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.

Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.

Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.

Внешние предпосылки – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться.

Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;

2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

3) степенью осознанности своего места в обществе;

4) характером потребностей и интересов;

5) спецификой соотношения различных личностных качеств.

34.Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди­вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность — не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: