Социальная философия истории

Социальная философия истории представляет собой самостоятельное научное направление социальной философии, рассматривающее закономерности генезиса и развития общества, а также исследующее социальную историю с помощью философских, социологических и общепсихологических категорий.

Социальная история может постигаться на эмпирическом и теоретическом уровнях. Причем оба эти уровни, с одной стороны, едины, поскольку подлинная теория предполагает осмысление эмпирических фактов, а с другой стороны, противоположны и, более того, при непосредственном сопоставлении некоторых эмпирических утверждений с теоретическими положениями могут прямо исключать друг друга. Поэтому для теоретического подхода недостаточно ограничиться лишь анализом современности и ее тенденций. Здесь требуется иной масштаб - масштаб всей истории, вскрытие закономерностей всего развития человечества. Для теоретического понимания современности, что является узловой проблемой социальной философии истории, необходимо хотя бы схематическое воспроизведение поворотных пунктов всей истории человечества.

В предлагаемой монографии предпринята попытка рассмотреть узловые моменты социальной истории с точки зрения различных научных подходов и концепций.

Вывод.

Таким образом, весь ход дискуссии в области социальной философии истории определяется в основном конкуренцией двух теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса.

Первый подход утверждает единство исторического процесса, подчиняющегося определенным общим законам, о чем свидетельствует универсальность основных фаз, состояний или ступеней, через которые проходит человечество в своем развитии. Этот подход наиболее ярко представлен философией истории, основывающейся на марксистских принципах, но к нему примыкают философии истории теологического типа, а также исторические модели теорий модернизации и конвергенции.

Второй подход представляет историю как более или менее сложную конфигурацию сосуществующих либо же последовательно сменяющих друг друга во времени цивилизаций и культур. Каждая из них живет собственной жизнью, имеет только ей присущую историю, но все отмечены неизбежностью исчезновения. Этому подходу свойственны финалистское понимание истории, идеи циклизма и культурно-исторических типов.

Непреходящее значение для социальной философии истории имеют работы Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И. Гердера, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера. Исследование истории путей общественного развития мы начнем со второго подхода, т. е. с социальных теорий цикличности и ритмики, а затем перейдем к теориям общественного прогресса, составляющим содержание первого подхода, что позволит комплексно освоить различные точки зрения в понимании социальной истории и общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: