Джобберы, финансово-промышленные группы, холдинги

Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Сегодня в мире накоплен большой опыт создания развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности

В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные и частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. В основном, направления деятельности зарегистрированных групп соответствуют приоритетам, установленным программой содействия созданию ФПГ.

Типы финансово-промышленных групп

Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования.

Исходя из специфики российской экономики, группы можно

классифицировать по следующим критериям:

способу создания,

инициатору формирования,

организационному строению,

форме производственной интеграции,

масштабам деятельности.

По способу создания все ныне действующие российские ФПГ можно поделить на:

сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);

сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).

На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.

В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:

банковские,

промышленные,

торговые.

Центром «банковской» ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. (см. прил. 1)

Главным условием возникновения «промышленных» ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.

Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.

Возможны «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.

Анализ деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.

ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные и конгломераты. Вертикальные ФПГ - это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях.

Горизонтальные ФПГ - это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию.

Стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.

Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем.

Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членов СНГ.

Холдинг.

Холдинг (холдинговая, или держательская, компания) представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и других организационных структур рынка. По характеру деятельности холдинги разделяются на чистые и смешанные, или оперативные.

Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам.

Смешанные холдинги могут выполнять различные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

В настоящее время существует как минимум три типа холдинговых структур:

Интегрированные промышленные компании.

Конгломераты.

Банковские холдинги.

Их особенностью является то, что в них участвует государственный капитал. В отраслях являющихся естественными монополистами, такой контроль себя оправдывает. Государство почти во всех индустриально развитых странах регулирует либо назначает тарифы на электроэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализации или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монополий. Поэтому акционерный контроль над этими отраслями объективно обусловлен. Однако методы государственного регулирования таких институтов рынка, как естественные монополии, не следует распространять на отрасли, которые должны развиваться по рыночным законам.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в основном конгломератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги – отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т.д.). цель создания промежуточных холдингов, или субхолдингов состоит в сосредоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать выделенные группы факторов в интересах компании.

ДЖОБЕР - Фирма, специализирующаяся на перепродаже крупных партий товара.

Облигация является долговой ценной бумагой. Она не предоставляют владельцу прав на управление компанией - эмитентом, но, в отличие от акции, по которой нет гарантированных дивидендных выплат, облигация предусматривает выплату определенной суммы в день ее погашения. При этом доход может быть как дисконтным (разница между ценой погашения и ценой покупки), так и купонным. Купон обычно выплачивается 1-2 раза в год, реже ежеквартально. Главными показателями эффективности вложения в облигации является доходность и риск вложения. Величина доходности измеряется в процентах годовых и вычисляется по формуле:

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор

(облигационер, то есть владелец облигации) предоставляет эмитенту заем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: