Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе
Которого лежит способность человека представлять, как он воспринима-
Ется партнером по общению.
Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков
И чувств другого человека, стремление к выяснению причин его по-
Ведения.
Таким образом, общение представляет собой сложный многосто-
Ронний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сто-
Рон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать
Поведение партнеров.
Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к обще-
Нию, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая
Недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо по-
Нимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профес-
Сиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.
Виды и формы делового общения
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосред-
|
|
Ственный контакт) и косвенное (между партнерами существует простран-
Ственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает боль-
Шей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения,
Чем косвенное.
Различают также два вида делового общения: вербальное и невер-
Бальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществля-
Ется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи
Информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, тер-
Риториальное расположение и пр.
Поскольку наибольший удельный вес в общении занимают вербаль-
Ные коммуникации, умение говорить является важной составной частью
Авторитета менеджера и эффективности достижения целей организа-
Ции. Сотрудники теряют уважение к косноязычному руководителю, но
Проникаются уважением к тому, кто манипулирует словами с необычай-
Ной легкостью. Требования, которым должна удовлетворять речь руко-
Водителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, худо-
Жественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и т.п.
Чтобы побудить своего собеседника к деловому разговору, существует
немало способов, один из которых представлен в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Оптимизация вербального общения
Деловое общение реализуется в следующих основных формах: дело-
Вая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое со-
Вещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая пере-
|
|
Писка.
Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по