Одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей.
В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают ком-
Муникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной
Непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпо-
Сылки их конфликтного поведения.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
— фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь,
речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
1 См.: Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений:
Учебник. М.: Инфра-М, 2003. С. 108-112.
— стилистический (несоответствие стиля речи коммутатора и ситу-
Ации общения или стиля общения и актуального психологического со-
стояния партнера по общению);
— семантический (различие в системах значений слов);
— логический барьер (сложная и непонятная или неправильная
логика рассуждений, доказательств);
Барьеры социально-культурного различия (социальные, полити-
Ческие, религиозные и профессиональные различия, приводящие к раз-
ной интерпретаций понятий, употребляемых в процессе общения);
Барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору,
Которое распространяется на передаваемую им информацию).
Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или
Иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание с целью
Их частичного или полного изменения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации
Взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями
И идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некото-
Рый результат — изменение поведения и деятельности других людей.
Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т.е. сово-
Купность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совмест-
Ной деятельности людей.
Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руковод-
ствуясь следующими мотивами:
— максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
— максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
— максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
— максимизация выигрыша другого (альтруизм);
— минимизация выигрыша другого (агрессия);
— минимизация различий в выигрышах (равенство).
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может про-
Исходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества
(конкуренции).
При интерактивном взаимодействии партнеры характеризуются:
Сотрудничеством, противоборством, уклонением от взаимодействия,






