Будущее России сквозь кризисы цивилизаций

«Мне не интересно будущее, в котором нет России…»

Влад. Юр. Сурков

Говоря сегодня о культурфилософских смыслах и основаниях жизнедеятельности человека в современном мире – а именно так называется наш научный проект, поддержанный на самом высоком уровне и занявший первое место в ряду грантов, получивших поддержку по направлению «культурология», мы должны понимать и, во всяком случае, осмыслять то, что А. Г. Дугин именует «археомодерном» (включая и возможное продуктивное недопонимание этой глобальной ситуации, которое отнюдь не хуже самого прогностического потенциала и, как всякая иррациональность, по крайней мере, заслуживает отдельного осмысления), с одной стороны, некое пристальное всматривание современного человека в будущее, тревожную обращённость к нему и чисто модернистскую природу этой тревоги, с другой же – продолжающийся поиск оснований и смысловых опор в традиционном опыте и архаике. В этом сочетении и поиске культурно-цивилизационного баланса между старым и новым, очевидно, во-первых, преодоление плоского профанического футуризма, коим было охвачено практически всё Новое время, так и не принёсшее в мир искомой окончательной новизны, а во-вторых, оказалось востребовано и сотериологически осознано наследие отечественной интеллектуальной культуры последних двух столетий, начиная ещё с крупнейших полемистов Хомякова и Чаадаева, а также их предшественников – Шишкова и Карамзина. Оное позволяет нам сегодня выдвигать идею грядущего культурно-цивилизационного возвращения к религиозным традициям и к сакральному миропониманию древности, а также указывать на уникальную, особую и незаменимую роль России в этом макроисторическом процессе, призванную, по словам Чаадаева, «дать отдалённым потомкам какой-то странный урок»: «Мы призваны, - подчёркивал Чаадаев, - решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Попробуем спустя почти два столетия в процессе начала этого «урока» – хотя бы немного и лишь отчасти, схематично и предварительно, но всё-таки – разобраться.

Говоря о будущем, мы как бы выпадаем из реального времени, слагаемого из протекающего и сбывшегося – это выпадение возвышенно и странно, однако же, его результат двоякий: мы можем подниматься к Вечности или – проваливаться в Ничто. Первое предполагает метафизическую опору – второе её утрату.

В современном мире хорошо известно и даже кинематографически растиражировано средствами Голливуда глубокомысленное замечание Ницше о том, что когда долго всматриваешься в Бездну – Бездна начинает всматриваться в тебя … Это очень важное замечание, оно – глубже, нежели кажется, поскольку речь идёт отнюдь не о частном человеческом выборе, а, как минимум, о впечатляющей «картине мира», транслированной в ходе всей новой истории… Её суть передана в замечательном стихотворении Г. Р. Державина «Река времён»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: