Политическое положение

До 2010 г. отношения между официальным Душанбе и Партией исламского возрождения ничем особенным не выделялись. Но затем наступило время «арабской весны». И вполне естественно, что это привнесло в политическую жизнь Таджикистана некоторые изменения. Официальные власти начали обращать особое внимание на деятельность ПИВТ, на источники ее финансирования и зарубежные контакты.

Сторонникам политического объединения нередко предлагались должности в государственных органах в обмен на отказ от членства в ПИВТ. Однако, несмотря на давление, популярность Партии исламского возрождения в Таджикистане растет, чему способствует и бедность и безработица. За короткий срок ПИВТ смогла увеличить свою численность почти до 45 тысяч человек. И если поддержка политического курса этого религиозного движения будет расти, оно вполне может стать реальным конкурентом для действующей власти. Власть, в свою очередь, чувствует, что не пользуется полным доверием и поддержкой населения. «Люди хотят перемен, они ждут каких-то новых программ по выходу из экономического кризиса», — говорит политолог А. Мамадазимов. В этом заключается слабость ПИВТ, которую часто критикуют за отсутствие конкретной экономической программы. Понятно, что существуют общие принципы исламской экономики, но насколько реально сразу воплотить их в жизнь в стране со столь большой зависимостью от внешних сил. Совпадение интересов Если говорить о внешних силах, то западные державы уже не раз пытались воспользоваться протестными настроениями таджикской оппозиции. И отрадно, что лидеры Партии исламского возрождения понимают, что их просто хотят использовать в своих интересах. ПИВТ представляет собой сейчас новый, современный тип мусульманских движений, не понаслышке знающий к тому же, что такое гражданская война. Для Москвы неприемлемо появление в Таджикистане военных баз стран Запада и НАТО. Но и Партия исламского возрождения отнюдь не горит желанием стать натовским партнером. Также, одним из ключевых российских приоритетов является «привязка» всех транспортных путей к России, и недопущение создания альтернативных маршрутов в обход ее территории. Это обусловлено тем, что российский бюджет получает существенные дивиденды за транзит товаров и грузов из Центральной Азии в Европу и обратно. Но и для Таджикистана российский транзит – единственный выход на западные рынки, ведь значительная часть импорта и экспорта республики идет через территорию России. Таджикистан представляет собой «окно» региона в Афганистан, а через его территорию – в государства Южной Азии и Среднего Востока. Не следует забывать и о том, что в случае очередной дестабилизации обстановки в Афганистане и прихода к власти радикальных групп, они вполне могут проложить себе дорогу в Таджикистан, а далее – и в другие республики региона. Так следует ли и дальше продолжать делать вид, что таджикской оппозиции как будто не существует? Очевидно, что рано или поздно такая политика может привести к смещению оппозиционных групп в сторону западного мира со всеми вытекающими последствиями. Если абстрагироваться от экономической составляющей, то в целом, Таджикистан имеет относительно неплохой имидж в глазах мирового сообщества. Одним из немногих, но существенных минусов является массовая трудовая миграция в Россию.

Краткое резюме Если подвести краткий итог данному исследованию, то можно отметить, что процесс обретения независимости Таджикистаном шел тяжелее и кровопролитнее, чем в других республиках бывшего СССР. Точное количество жертв гражданской войны до сих пор неизвестно. Считается, что в конфликте погибло более 60 тысяч человек. Общество оказалось расколото, народное хозяйство понесло огромный ущерб, что привело к тяжелейшему экономическому кризису, который до сих пор не удается преодолеть. Политическим итогом противостояния стала смена одного правящего клана (ленинабадского) на другой (кулябский).

  • Мирный договор 1997 года также не решил всех проблем: часть боевых отрядов оппозиции, обосновавшиеся в Афганистане, иногда и сегодня переходят границу, обостряя обстановку в пограничных районах; также время от времени возникают внутренние военные конфликты, связанные с этно-социальными аспектами, как, например, недавние боевые действия на Памире. С другой стороны, следует признать, что реализация положений «Договора о мире» позволила достичь главной цели – прекращения гражданской войны и сохранения целостности страны. Несмотря на крепкие позиции Душанбе, оппозиция имеет большую социальную базу, так как сохраняются социально-политические и экономические причины, которые могут послужить основой для недовольства нынешним правительством. Снижение благосостояния населения может привести к новому социальному взрыву. Обстановка осложняется и соседством нестабильного Афганистана. Таким образом, от мира и политической стабильности в Таджикистане зависит стабильность не просто на южных границах России, но во всей Средней Азии. И только сильное централизованное государство, не раздираемое изнутри клановыми противоречиями, способно обеспечить столь нужные в сегодняшнее неспокойное время мир и спокойствие.
    Т- беднейшее государство СНГ, ср зарплата-20долларов, мин пенсия-3 доллара, ВВП на душу населения-193доллара. Т стоит на 116 месте по индексу человеческого развития ООН.
    10 октября 2000 г. — подписание Таджикистаном Договора об учреждении ЕврАзЭС, вступление Республики Таджикистан в Шанхайскую организацию сотрудничества (15 июня 2001 г.) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002г).
  • 30 октября 2000 г. — введение национальной валюты — «сомони» в Республике Таджикистан.
  • 2005—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию ГЭС Сангтуда — 1 (мощность 670 МВт) совместно с Российской Федерацией.
  • 2006—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач «Юг — Север»(ЛЭП-500) и «Хатлон — Челанзар»(ЛЭП-220). Они позволили соединить энергосистему южных и северных районов Таджикистана.
  • 5 октября 2009 г. — принятие нового закона РТ «О государственном языке Республики Таджикистан». 5 октября объявлен в республике как «День государственного языка».
  • 2006—2010 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Душанбе — Худжанд — Чанак (Узбекистан), Душанбе — Джиргиталь — Сариташ (Кыргызстан), автомобильных тоннелей «Истиклол» на Анзобском перевале, Шаршар и Шахристан. Они обеспечили круглогодичное автомобильное сообщение между северными и южными районами Таджикистана с выходом на Узбекистан и Кыргызстан.
  • 6 января 2010 г — начало распространения акций Рогунской ГЭС среди населения республики. Продолжение строительства Рогунской ГЭС общей мощностью 3600 мвт.[8]
  • сентябрь 2011 г. — строительство и ввод в эксплуатацию первого агрегата Сангтудинской ГЭС-2 (мощность 220 МВт) совместно с Исламской Республикой Иран)[9]. Завершение строительства моста через р. Пяндж в Афганистан совместно с Фондом развития Агахана IV и реконструкция автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан)[10], Душанбе-Джиргиталь-Сариташ (Кыргызстан) согласно инвестиционным проектам Таджикистана и КНР.
  • 14 августа 2012 г. — Таджикистан присоединился к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

10 декабря 2012 г. — Таджикистан вступил во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: