Вопрос № 22. Сущность политического процесса и его типологизация

Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов используется понятие политического процесса.
Обобщая имеющиеся толкования данного термина, можно сказать, что политический процесс - это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения и преобразованию, и функционированию политической системы.
Политический процесс характеризует взаимодействие социальных и политических структур общества. Он осуществляется в виде трех основных состояний:
1. Состояние функционирования - это ситуация длительного сохранения и воспроизводства привычных, традиционных форм политических отношений.
Такое состояние обеспечивает ситуацию здоровой стабильности в обществе и политике, традиционность и преемственность развития.
2. Состояние развития - это ситуация, когда структуры и механизмы власти могут и используют новые, нетрадиционные политические действия, решения, адекватные новым вызовам, новым политическим реалиям.
В данном случае обеспечивается поступательное развитие и политической системы, и всего общества.
3. Состояние упадка - это тоже ситуация движения, но с обратным знаком, когда преобладают энтропия (распад) и центробежные тенденции.
Политическая система при этом утрачивает управленческую способность, не в состоянии найти адекватные меры по выводу общества из кризиса.
Этапы (фазы) политического процесса:
1) Представление политических интересов (их артикуляция).
Политические интересы различных слоев населения представляют различные организации (партии, группы давления, лоббистские группы) через разные каналы. В современном обществе главным таким каналом выступают выборы (электоральный путь). Среди неформальных средств давления на власть и передачи интересов - петиции, митинги, заявления, демонстрации и т.п.
2) Принятие решений и формулирование политической воли.
В арсенале политической власти всегда имеется совокупность конкретных приемов, методов, процедур, ведущих к принятию решений. Сюда входят выделение конкретных проблем, сбор информации, рассмотрение альтернатив, выбор и корректировка плана и т.п.
3) Реализация политической воли (политического решения).
Здесь главное найти наиболее адекватные методы и средства воплощения решения в жизнь.
Качество политического процесса зависит от того, основан ли он на консенсусе, компромиссе или на конфликте.
Политический консенсус - метод коллегиального принятия политических решений, основанный на согласии и единстве интересов различных политических сил, достигаемый посредством взаимных уступок.
Компромисс - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами. Согласие достигается по определенной политической проблеме на основе взаимных уступок сторон.
Конфликт - это фаза развития политических противоречий, характеризующаяся острым столкновением противоположных политических сил, интересов, мнений, взглядов.

23/Политическое поведение и его формы

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы:
-С точки зрения публичности:
Открытые/закрытые
-С точки зрения преемственности:
Традиционные/инновационные
-По своей целевой направленности:
Конструктивное/деструктивное
-По степени активности учаcтия:
Активное/пассивное/неучастие

24/ Государство как политический институт

Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

- наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

- монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

- монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: