Принцип наглядности. В процессе обучения, особенно на начальных его этапах, роль зрительного восприятия движения чаще всего является доминирующей

В процессе обучения, особенно на начальных его этапах, роль зрительного восприятия движения чаще всего является доминирующей. В этом смысле образцовый показ упражнений создает необходимую основу для уяснения сути движения.

Наглядность обеспечивается не только показом пособий, демонстрацией упражнения. «Наглядным» может стать лаконичное, образное объяснение. Слово способно оживить двигательный опыт, пробудить необходимые ассоциации. Словесная наглядность является важным критерием передачи занимающимся необходимых сведений о технике разучиваемых упражнений.

«Наглядное» объяснение – обращает внимание занимающихся на основное звено упражнения, как говорят специалисты, на его техническую основу, позволяя отвлечься от второстепенных деталей техники.

Объяснение, показ, демонстрация наглядных пособий должны обязательно соответствовать возможностям занимающихся. Порою блестяще преподнесенный новичкам соскок махом назад из упора на низкой перекладине (с выходом в положение близкое к стойке на руках) может создать неверное зрительное восприятие и, следовательно, ложное представление о сущности элемента, вселив сомнение у занимающихся в возможности овладеть им.

Принцип доступности тесно связан с реализацией методического правила «от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному».

Преподаватель обязан постоянно изучать возможности своих воспитанников и, приступая к обучению того или иного упражнения, правильно оценивать уровень физической, общедвигательной и психологической готовности занимающихся.

Оценивая трудность упражнения персонально для каждого занимающегося, обычно исходят из его координационной сложности, меры риска и требуемых от ученика физических усилий. При этом, однако, приходится учитывать, что трудность упражнений не всегда сопоставима в связи с неадекватностью критериев оценки (физическая трудность, психологическая трудность). К примеру, соскок махом вперед после большого маха на перекладине по энергетической стоимости или степени мышечных усилий вполне соизмерим с десятками других простых упражнений махового характера. Но только опытный педагог знает, каких волевых усилий стоит иному новичку вовремя отпустить гриф перекладины, находясь в положении спиной к полу, визуально не ощущая место приземления. Эмоциональная перегрузка может проявиться в пронизывающей все тело мелкой дрожи и надолго отодвинуть готовность продолжить упражнения.

«Натаскивание» на упражнение любой ценой, вопреки отсутствию у занимающихся должного уровня силовых качеств, смелости и решительности является грубым нарушением принципа доступности. Следствием такого форсирования событий становится повышенная вероятность травматизма и закрепление компенсаторных движений, отрицательно влияющих на процесс овладения правильной техникой.

Принцип трудности предполагает обучение с возрастающей степенью напряжения систем и функций организма, приближением к полной реализации потенциальных возможностей учащихся.

В подготовке квалифицированных гимнастов этот принцип предполагает овладение упражнениями высочайшей степени сложности, преодоление экстремальных нагрузок, на уровне реализации резервных возможностей организма.

Такая идея «сверхзадач» в общей дидактике предложена Л.В. Занковым, а в теории и методике спортивной тренировки гимнастов связана с именами выдающихся белорусских тренеров – Ренальда Кныша, Викентия Дмитриева, Виктора Хомутова, Олега Мищенко, Сергея Шинкаря, Виктора Дойлидова и многих других.

Принцип систематичности и преемственности предусматривает научно обоснованную систему планирования учебного процесса, разумную последовательность изучения упражнений, обеспечивающую на основе двигательных приоритетов хорошую преемственность – предпосылки к овладению структурно однородными движениями более высоких степеней сложности, а в конечном итоге – к сокращению сроков технической подготовки.

Последовательно и неуклонно возрастающая сложность двигательных заданий, как методическое правило обучения, не исключает иные подходы. При предварительном освоении ключевых (так называемых «базовых») элементов лучшие результаты дает использование правила «от основного элемента – к его разновидности».

Принцип систематичности и преемственности проявляется и в планировании величин учебно–тренировочных нагрузок, их чередование с отдыхом. Практический опыт показывает, что усвоение движений «малыми дозами» (правило «понемногу», но чаще) лучше, чем большими. Поэтому дробление доз воздействия, рассредоточение двигательных заданий (скажем, силовых упражнений, прыжковых серий и т.п.), и с физиологической и с педагогической точек зрения целесообразно, т.к. повышает результативность обучения.

Принцип сопряженного воздействия при обучении и тренировке, предложенный проф.В.М.Дьячковым, предусматривает рационализацию условий и факторов, обеспечивающих единство обучения и физической подготовки. Прежде всего имеется в виду формирование двигательных навыков с одновременным, согласованным развитием физических качеств.

Жизнеспособность этого принципа в гимнастике определяется правильной трактовкой «сопряжения». Удачным примером моделирования условий благоприятного сопряжения может служить выполнение курбета, из стойки на руках на повышенную опору (например, на стопку из поролоновых матов) с обязательным завершением курбета в положение стойки без сгибания. Повышенная опора требует от занимающегося дополнительных усилий скоростно–силового характера, а строго обусловленная поза приземления – соблюдения (совершенствования) правильной техники.

При обучении кувырку вперед сопряжение проявится отчетливей, если выполнять его под уклон, что вынуждает исполнителя сильней отталкиваться ногами, отрабатывая и закрепляя рациональную технику.

Эффективность принципа сопряженного воздействия в гимнастике, предполагающая ускорение достижения цели, сводится к такому планированию процесса обучения и физической подготовки, при котором подготовительные упражнения являются одновременно и подводящими.

Принцип воспитывающего обучения заключается в осуществлении целенаправленного развития у занимающихся не только двигательных умений, навыков, физических способностей, но и личностных качеств – честности, открытости, принципиальности. Личный пример педагога играет важную роль в формировании мировоззренческой позиции учеников, их взглядов, убеждений. Заботой педагога является воспитание активной жизненной позиции детей, развитие у них чувства долга, добросовестного отношения к учебе, общественно полезному труду, уважения к старшим и товарищам, правильного понимания таких понятий как соблюдение правил индивидуального и коллективного общения, взаимовыручки, самообслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: