Разучивание упражнения. Разучивание упражнения связано с конкретизацией двигательного представления о технике, установлением самоконтроля за движениями

Разучивание упражнения связано с конкретизацией двигательного представления о технике, установлением самоконтроля за движениями, устранением ошибок.

В процессе разучивания упражнения взамен тех начальных представлений и ощущений, которые возникли при первых пробных попытках постепенно, по мере осмысления сигналов от двигательного, тактильного, зрительного и других анализаторов, формируются точные двигательные ощущения и действия.

Конкретизация двигательных представлений об упражнении – сложный и трудоемкий процесс. Для оказания ученикам помощи тренер использует широкий арсенал средств, специфических приемов. Но основой овладения техникой упражнений является использование подводящих упражнений, в которых легче реализуются мышечные усилия, вестибуло–координационные и другие способности. Во многих случаях роль подводящих упражнений могут взять на себя ранее изученные структурно сходные элементы (например, подъем махом вперед из упора на предплечьях при изучении этого же подъема, но из упора на руках). Нередко, преподавателю приходится изобретать, придумывать полезные для учеников движения – создавать свою индивидуальную систему подводящих упражнений. И чем удачнее подобраны эти упражнения, тем быстрее и лучше результаты учащихся в овладении программным материалом.

При недостаточном уровне силовых показателей или гибкости практикуется упреждающее использование так называемых подготовительных упражнений, которые помогают устранить изъяны в физической подготовленности, препятствующие освоению конкретных гимнастических элементов.

В распоряжение преподавателя, работающего с детьми, большим успехом пользуются нижеперечисленные приемы:

– Оказание физической помощи. Этот прием помогает компенсировать ученику недостаток силы и устранить действие защитного рефлекса.

– «Фиксация» положения тела ученика облегчает ориентировку в необычных позах (скажем, вниз головой в стойке на руках или в стойке на плечах на брусьях), правильную самооценку мышечных ощущений. Примером тому может служить фиксация поз при обучении лазанию в «два приема», в «три приема».

– «Имитация» движений или главного механизма технического действия – упрощенная модель разучиваемого упражнения или отдельной его части. Имитация используется для уяснения правильного двигательного представления, уточнения мышечно–суставных ощущений и динамики требуемых усилий. Так, стоя перед конем с ручками, можно съимитировать руками направление и ритм маховых движений ногами в лицевой плоскости, что широко практикуется в повседневной работе тренера и ученика. Использовать имитационные движения можно и в упражнениях на перекладине. Например, стоя на одной ноге рядом со стойкой перекладины и удерживаясь за нее рукою имитация механизма броскового движения ног в висе на перекладине. Особенно полезен прием имитации при уточнении «рабочих поз» или «динамической осанки» в упоре на брусьях.

«Проводка по движению». Занимающийся выполняет движение с активной помощью преподавателя, фактически на его руках. Действия преподавателя облегчают возможность ощутить координацию суставных движений, динамику вращения тела в пространстве, уяснить ритм или ритмический «рисунок» упражнения.

– Использование технических средств и прежде всего средств «срочной» информации позволяет ориентироваться при разучивании сложных движений с большой амплитудой и напряженностью, не «на глазок» (выше–ниже), а в точном соответствии с заданной программой.

– Очень полезны коллективные обсуждения техники в группах. Замечено, что стоит одному овладеть элементом, как успехи других ускоряются. Поэтому в сильном окружении достижения в технической подготовленности занимающихся растут быстрее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: