Травматизма. Умелое оказание помощи и страховки – это не только мера предупреждения возможных травм, но и эффективный методический прием обучения технике

Умелое оказание помощи и страховки – это не только мера предупреждения возможных травм, но и эффективный методический прием обучения технике, способствующий уточнению представлений об изучаемом двигательном действии. Для того, чтобы помощь и страховка были эффективны страхующему необходимо прежде всего:

– иметь верное представление о технике разучиваемого упражнения, предвидеть наиболее опасные моменты при выполнении его;

– уметь предугадывать поведение занимающегося в опасных ситуациях и правильно выбрать место для оказания помощи или страховки;

– уметь своевременно (порою мгновенно) среагировать на опасность и оказать необходимую помощь.

Помощь при обучении особенно в начальной стадии формирования двигательного навыка одновременно является и страховкой, т.к. оказывая занимающемуся физическую помощь, преподаватель (или страхующий партнер) вместе с тем предупреждает возможность падения, ушиба. После овладения техникой упражнения, как правило, занимающийся не нуждается в помощи.

Изучение приемов физической помощи и страховки тесно связано с изучением техники упражнений.

В практике наиболее популярны такие формы помощи как: проводка (оказание физической помощи по ходу изучаемого движения; поддержка (фиксация наиболее трудных поз); подталкивание (кратковременное физическое воздействие, помогающее занимающемуся выдержать требуемое направление движений или прочувствовать потребную динамику усилий), подкрутка (придание необходимого импульса к вращению).

Следует однако помнить о вреде излишней опеки. Злоупотребление помощью и страховкой формирует «иждивенческие» привычки, лишая исполнителя самостоятельности, решительности, уверенности в своих силах.

Страховка – это готовность преподавателя (тренера) своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачного выполнения. Она имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском.

В зависимости от сложности изучаемых упражнений страховка может осуществляться одним человеком (традиционная индивидуальная страховка) или несколькими (групповая страховка). Последняя, как правило, применяется при разучивании сложных соскоков. Важным условием группового страхования является четкость распределения функциональных обязанностей каждого страхующего. В противном случае при хаотичном перемещении страхующих, вреда может быть больше, чем пользы.

В целях безопасности занятий наряду с оказанием помощи и страховки необходимо научить занимающихся правилам самостраховки.

Самостраховка – комплекс мер, принимаемых гимнастом самостоятельно для выхода из опасных положений. Если в движении допущена грубая ошибка, которая может повлечь за собой падение или травму – лучшим способом уберечь себя от неприятностей – будет прекращение выполнения упражнения или заранее продуманный вариант соскока со снаряда. Важно научить учащихся «гасить» инерционные силы во время упражнения, изменяя положение ОЦТ относительно оси вращения сгибательно–разгибательными движениями рук, ног, туловища. Квалифицированные гимнасты продумывают даже запасные варианты продолжения своих соревновательных комбинаций на случай непредвиденного «сбоя». Избежать травм при неудачном выполнении соскока помогает умение «технично» падать. При падении назад после прихода на ноги следует, плавно приседая (снижение ОЦТ), перевести движение в хорошо знакомый вариант переката назад. При падении вперед, избыток вращения легко преобразовать в кувырок вперед. Избегая опасного скручивания позвонков и коленных суставов при боковом падении нужно постараться плавно сгруппироваться, фиксируя напряжение мышц–сгибателей рук, ног, туловища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: