Спрос как экономическая категория. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос — это экономическая категория товарного (рыночного) хозяйства, она отражает совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей. Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене, т.е. это стоимостная оценка спроса, или спрос, умноженный на цену.

Законом спроса при определенных экономических ситуациях рост спроса может повлиять на снижение цены и, наоборот, сокращение спроса может привести к росту цен па рынке.

Цct - потребная стоимость всех позиций товара для периода реализации t;

Qit – количество i-го товара для реализации в периоде t;

Цi – цена единицы i-го товара;

k – кол-во наименований(1,2,3,…,k).

Закон основывается на следующих положениях:

-Удовлетворение спроса ограничено ценой. Высокая цена непосредственно влияет на снижение уровня удовлетворения покупателей (спроса) и способствует скоплению излишних товаров.

-Согласно принципу убывающей потребности товары, па которые спрос повышен, могут быть приобретены только по высокой цене, но в ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя резко падает, и они могут быть приобретены только по сниженным ценам. - Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на конкретную продукцию растет спрос. Таким образом, изменение цены обратно пропорционально изменению спроса. Однако эта зависимость не совпадает с изменением величины спроса, поскольку изменение спроса и изменение цены не всегда связаны строго обратно пропорциональной зависимостью, что подтверждается ценовой эластичностью.

Неценовые факторы спроса:

- Денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились.

- Покупательское ожидание. Под их воздействием погоды, праздника, инфляции, сезона количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

- Наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.

убъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: