Индивидуализация обучения

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения имеет давнюю традицию. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Индивидуализация — это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения

Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников, а также возможность развития всех сил и способностей учащихся. Индивидуализация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают учебные программы и реальными возможностями каждого ученика.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем учебных заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Следовательно, понятия “внутренней дифференциации” и “индивидуализации” по существу тождественны.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной. При использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей в условиях массовой школе, то во внимание принимаются лишь те отличия, которые так или иначе проявляются и оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами. То есть при практическом использовании понятия «индивидуализация обучения» речь идет об относительной индивидуализации.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

• уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

• индивидуально-типологические особенности;

• познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

• скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: