Классификация противопожарных систем

С целью локализации тушения пожаров суда оборудуют пожарными системами. В зависимости от рода огнегасительного вещества их подразделяют на системы водо-, паро- и пенотушения, углекислотного и жидкостного пожаротушения.

По способу тушения пожара системы разделяют на поверхностные и объемные.

В системах поверхностного тушения на поверхность очага пожара, подается вещество, которое охлаждает поверхность горения или прекращает доступ кислорода в зону горения. К ним относят системы водо- и паротушения.

В группу систем объемного тушения входят системы, заполняющие свободный объем помещения инертными газами или весьма легкой ной.

Система водотушения основана на действии мощных струй воды, сбивающих пламя. Ею оборудуют все самоходные водоизмещающие суда независимо от наличия на них других средств тушения. Система состоит из пожарных насосов, разводящего трубопровода с арматурой, пожарных рожков, шлангов и стволов. Пожарные насосы устанавливают в машинном отделении ниже ватерлинии с тем, чтобы обеспечить постоянный подпор при всасывании. При этом пожарный насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест. На крупных пассажирских судах устанавливают два пожарных насоса, а разводящий трубопровод изготовляют кольцевым. Для защиты трубопровода от размораживания его прокладывают, как правило, внутри отапливаемых помещений, а на открытые палубы выводят только патрубки с пожарными кранами. Количество и расположение пожарных кранов должны обеспечивать возможность одновременной подачи не менее двух струй воды в любую точку судна. Пожарные краны окрашивают в красный цвет, нумеруют и снабжают быстросменными гайками для присоединения пожарных шлангов.

В грузовых танках при перевозке нефтепродуктов III класса (мазута, дизельного топлива, тяжелых сортов топлива с температурой вспышки 46÷120°С) может быть установлена система тушения мелкораспыленной водой. При этом в пламени вода практически вся испаряется, создавая паровоздушную подушку, которая изолирует горящую поверхность от кислорода воздуха.

Распыленную воду применяют также в системах орошения палуб танкеров и для создания водяных завес, которые защищают помещения от распространения пожара.

На морских пассажирских судах применяют спринклерную систему, основанную на охлаждении горящей поверхности потоком капелек воды, подаваемых из распыляющих насадок (спринклеров). Входные отверстия спринклеров перекрыты клапанами, которые удерживаются стеклянными колбами. Внутри колбы находится низкокипящая жидкость. При температуре, превышающей допустимый предел, давление насыщенных паров разрушает стеклянную колбу, и клапан, выпадая, открывает выход воде из трубопровода.

Система паротушения основана на том, что пар, введенный в помещение, в котором возник пожар, снижает содержание кислорода в зоне горения. Рабочей средой в системе является насыщенный водяной пар давлением не более 8·105Па. Системой паротушения оборудованы грузовые трюмы, малярные, кладовые для хранения легковоспламеняющихся материалов тех судов, где имеются паровые котлы достаточной производительности. На вновь строящихся речных судах система паротушения не применяется.

В системе пенотушения в качестве рабочей среды используют химическую или воздушно-механическую пену, которая изолирует горящую поверхность от кислорода воздуха. На речных судах для тушения пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов, чаще всего применяют воздушно-механическую пену – механическую смесь воздуха с водой и пенообразователем типа ПО (ПО-1, ПО-6 и др.): Воздушно-механическая пена, полученная из пенообразователя П-6 имеет следующий состав (%): воздух – 90, вода – 9,6, пенообразователь – 0,4.

Систему пенотушения на речном флоте широко применяют для охраны помещений машинных отделений и топливных цистерн водоизмещающих судов, грузовых отсеков танкеров, кладовых хранения легковоспламеняющихся материалов. Согласно Правилам Речного Регистра РФ расчетную пенопроизводительность воздушно-пенного генератора для грузовых отсеков танкеров вычисляют из условия покрытия пеной площади двух наибольших отсеков.

Систему углекислотного пожаротушения применяют для тушения пожаров в помещениях генераторов и главных электрораспределительных щитов, а также в машинных отделениях и топливных цистернах вместо системы пенотушения без порчи груза и оборудования. При этом охраняемое помещение заполняется углекислым газом.

Станция углекислотного тушения состоит из баллонов с обезвоженной углекислотой, трубопроводов, приборов управления. На судне обезвоженную углекислоту хранят в стальных баллонах вместимостью 40л.

В стационарных системах углекислотного тушения баллоны объединяют в батареи, которые соединяют с коллектором. От коллектора в охраняемое помещение идут трубопроводы, которые выполняют из стальных труб с антикоррозионным покрытием изнутри.

Системой жидкостного пожаротушения предусмотрена подача в охраняемое помещение быстроиспаряющейся огнегасящей жидкости, пары которой вытесняют воздух из помещения. Система широко распространена как на водоизмещающих судах, так и на СПК. В качестве огнегасящей жидкости на СПК применяют состав «3,5» – смесь бромистого этила с углекислотой; на водоизмещающих судах применяют смесь БФ-2.

Огнегасящую жидкость размещают в специальных баллонах. При возникновении пожара воздух под давлением подается в баллон с жидкостью и вытесняет ее в раздаточную магистраль. Из магистрали огнегасящая жидкость поступает в распылители, установленные в охраняемом помещении, где и распыляется.

Система жидкостного пожаротушения – весьма эффективное средство тушения пожаров в машинных отделениях, но, применяя ее, следует помнить, что газы, получаемые при испарении жидкости, вредны для здоровья людей.

К средствам, служащим для ликвидации пожара, относят переносные ручные огнетушители – пенные и углекислотные, а также пожарный инвентарь (ломы, топоры, кошмы, песок и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: