Система пенотушения и жидкостного тушения

Широкое применение на судах внутреннего плавания получили системы пенотушения. Принцип действия систем пенотушения основан на изоляции очага пожара от доступа кислорода воздуха покрытием горящих предметов слоем химической или воздушно-механической пены. Химическую пену получают в результате реакции специально подобранных щелочных и кислотных соединений в присутствии стабилизаторов. Последние интенсифицируют процесс пенообразования и способствуют получению устойчивой мелкоячеистой структуры пены. Воздушно-механическую пену получают вследствие механического смещения пенообразователя с водой и воздухом. Химической реакции при этом не происходит.

Для приготовления химической пены используют специальные пеногенераторы (рис. 41).

Рисунок 41 – Схема судового пеногенератора ПГ–50–С для приготовления химической пены 1. входной патрубок с соплом; 2. корпус; 3. крышка; 4. бункер; 5. сетка; 6. уплотнительное кольцо; 7. невозвратный шаровой клапан; 8. пружина; 9. выходной патрубок; 10. кронштейн

Пенопорошок засыпают в бункер с защитной сеткой. В нижнюю часть корпуса из трубопровода подают воду, которая, выходя из сопла, подсасывает через невозвратный шаровой клапан порошок и увлекает его в напорный трубопровод. Вследствие смешения порошка и воды в выходном диффузоре-патрубке за пеногенератором образуется пена. Последнюю можно также получить в аккумуляторах, представляющих собой закрытые сосуды (баки), содержащие определенное количество пенопорошка. При подаче воды в аккумулятор образуется пена, которая направляется к месту пожара.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара. Однако она оставляет следы на многих ценных материалах и грузах и небезопасна при тушении электрических установок, являясь, хотя и плохим, но все же проводником электрического тока. Кроме того, пенопорошок при длительном хранении теряет пенообразующие качества.

На судах внутреннего плавания для тушения пожаров применяют воздушно-механическую пену. Систему воздушно-механического пенотушения используют для тушения любых пожаров, в том числе и для тушения всех горящих нефтепродуктов.

Пенообразователем (ПО) для получения воздушно-механической пены является пенообразующая жидкость. Различают пенообразователи ПО-1, ПО-1А, ПО-6 и др. Состав по объему воздушно-механической пены, получаемой из пенообразователя ПО-6, примерно следующий: 90% воздуха, 9,6% воды и 0,4% пенообразователя.

Воздушно-механическая пена, полученная из пенообразователя ПО-6, имеет меньшую кратность расширения, чем пена, приготовленная из пенообразователя ПО-1, но стойкость ее в 2 раза больше. Под кратностью расширения принимается отношение объема полученной пены к объему раствора (эмульсии). Бывают пены малой кратности расширения 10 и высокократные 100.

Рисунок 42 – Система воздушно-механического пенотушения

В системе воздушно-механического пенотушения (рис. 42) жидкий пенообразователь хранится в цистерне 1, из которой он при открыва­нии пускового клапана 2 направляется по трубопроводу 3 через дозирующий клапан 4 во всасывающий трубопровод центробежного насоса 6. Забортная вода к насосу 6 поступает через кингстон 5. Смесь забортной воды и пенообразователя, представляющая эмульсию, подается пожарным насосом в напорный трубопровод 7 системы, откуда через пенный пожарный кран 8 по шлангу она поступает в воздушно-пенный ствол 9, где, соединяясь с воздухом, образует пену.

В системах жидкостного тушения в качестве огнегасящего средства используют смесь, состоящую из 73% бромистого этила и 27% тетрафтордиброметана или из 70% бромистого этила и 30% бромистого метилена (по массе.). Системы, в которых применяют эти смеси, называются системами СЖБ. Употребляют и другие смеси, например, смесь бромистого этила и углекислоты. Системы жидкостного тушения получили распространение при тушении пожаров в грузовых танках и насосных отделениях нефтеналивных судов, в топливных цистернах, и также в грузовых трюмах сухогрузных судов. Преимущество системы СЖБ по сравнению с системой углекислотного тушения состоит в том, что огнегасящую жидкость хранят при низком давлении, вследствие чего возможность ее потерь от утечки значительно снижается. Кроме того, жидкость СЖБ по огнегасящим качествам превышает углекислоту: для тушения пожара нефтепродуктов, например, требуется 0,67кг/мин углекислоты на каждый кубометр объема емкости, а жидкости СЖБ – всего 0,215кг/мин. Жидкость СЖБ хранят в специальных баллонах и подают к месту очага пожара с помощью сжатого воздуха.

Рисунок 43 – Система жидкостного тушения

В системе жидкостного тушения (рис. 43) огнегасящая жидкость находится в баллоне 8, а сжатый воздух, необходимый для работы системы, – в баллоне 1. Система имеет запорные клапаны 2, 4, 5, 6, и 7, причем клапан 2 всегда открыт, его закрывают только при ремонте. Во время возникновения пожара в каком-либо из охраняемых помещений открывают клапаны 4, 7 и один из клапанов 6. Воздух из баллона 1 проходит через редукционный клапан 3, где его давление снижается до 0,5÷1МПа в баллоне 8 и вытесняет огнегасящую жидкость через сифонную трубку 9 в раздаточную магистраль. Из нее жидкость по соответствующему трубопроводу направляют в помещение, где возник пожар.

С помощью распылителей жидкость распыливают по всему помещению. По окончании работы системы открывают клапан 5 и продувают магистраль сжатым воздухом. В нормальном положении клапан 5 закрыт.

Для тушения пожара в машинном отделении суда на подводных крыльях типа «Метеор» оборудованы системой пожаротушения, в которой используют огнегасящий состав «3,5», представляющий смесь бромистого этилена и углекислоты. Его хранят в двух баллонах вместимостью каждый по 20л. В баллонах содержится по 15кг (10,35л) бромистого этила и 6,4кг (4,93л) углекислоты. Кроме того, в них накачивают воздух при давлении 4МПа.

Баллоны устанавливают на станции пожаротушения. Каждый из них имеет головку–затвор, к которой прикреплена труба, соединяющая баллон с кольцевым трубопроводом системы, расположенным в машинном отделении. С помощью головки-затвора огнегасящий состав выпускают из баллона в систему.

При чрезмерном повышении давления в баллоне он через сигнально-предохранительный клапан выходит в атмосферу по специальному трубопроводу. При возникновении пожара в машинном отделении срабатывает система сигнализации, на щитке в рубке загорается сигнальная лампа и подается звуковой сигнал.

Система оборудована электрическим и ручным пуском. Последний осуществляется с поста ручного управления. Для электрического пуска головка-затвор на баллоне снабжена специальным пиротехническим устройством, имеющим пиропатрон, взрывающийся при подводе к нему электрического тока. Пороховые газы, образующиеся при этом, воздействуют на ударный шток, который через рычажный механизм освобождает запорное устройство. Под давлением огнегасящего состава открывается клапан и начинается разряд баллона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: