double arrow

Назначение и типы шлюпбалок

Шлюпочное устройство предназначено для спуска шлюпки на воду, подъема ее из воды и хранения по-походному. Оно состоит из шлюпки, шлюпбалок с лебедками, шлюпталей, ростр-блоков и приспособлений крепления шлюпки по-походному. Спуск и подъем шлюпки обычно механизированы и осуществляются одним человеком, находящимся на палубе или даже в шлюпке. На речном транспорте чаще всего применяют поворотные, склоняющиеся и гравитационные шлюпбалки.

Поворотная шлюпбалка имеет вертикальную ось вращения. При использовании шлюпбалок шлюпку сначала приподнимают с ростр-блоков, на которых она хранится в походном положении, затем путем поворота шлюпбалок выводят за урез надстройки и спускают на воду, потравливая лопарь (канат) шлюпталей с помощью лебедки. Спуск и подъем шлюпок небольшого размера могут осуществляться одной поворотной шлюпбалкой.

Склоняющаяся шлюпбалка (рис. 55) имеет горизонтальную ось вращения. Перед спуском шлюпки шлюпбалку наклоняют вручную при помощи винтового привода.

1 – шлюпка; 2 – шлюптали; 3 – шлюпбалка; 4 – лопарь; 5 – механизм наклонения шлюпбалки.
Рисунок 55 – Склоняющаяся шлюпбалка

Поворотные и склоняющиеся шлюпбалки, хотя и просты по конструкции, но неудобны в эксплуатации, и на новых крупных судах их не применяют.

Лучшими эксплуатационными качествами отличаются гравитационные шлюпбалки (рис. 56).

1 – шлюпка; 2 – найтов для крепления шлюпки по-походному; 3 – подвеска; 4 – шлюпбалка; 5 – лопарь; 6 – ферма станины; 7 – телескопическая тяга; 8 – подкильный кронштейн.
Рисунок 56 – Гравитационная шлюпбалка

Преимущество шлюпбалки заключается в том, что шлюпка опускается автоматически под действием силы тяжести после отдачи стопоров крепления шлюпки по-походному. Это очень важно для судна, потерпевшего аварию и порой не имеющего энергии для приведения в действие шлюпочных лебедок. Для крепления по-походному гравитационные шлюпбалки имеют специальные упоры, на которые и опирается шлюпка.

Шлюпбалки любого типа, обслуживающие спасательные шлюпки, должны обеспечивать безопасный их спуск при крене судна до 15° на любой борт. Продолжительность спуска шлюпки на воду не должна превышать 5 мин, включая время на подготовку к спуску и вываливание за борт. В норму не входит время, затрачиваемое на посадку в нее людей.

Шлюпочные лебедки имеют обычно электрический привод и два вида тормозов: ленточный: для торможения барабана, на который навивается лопарь, и центробежный для автоматического регулирования скорости опускания шлюпки. Все лебедки имеют запасной ручной привод.

Во избежание срыва шлюпок со штатных мест во время качки их крепят на ростр-блоках или гравитационных шлюпбалках по-походному при помощи найтовов, в которые для быстрой их отдачи вставляют глаголь-гаки.

Прочность шлюпбалок, лопарей, блоков и других деталей шлюпочного устройства должна быть достаточной для безопасного спуска спасательной шлюпки на воду и подъема с грузом, масса которого:

(3.1)

где — масса шлюпки со снабжением, кг;

—число людей, находящихся в шлюпке;

— масса одного человека (75 кг).

Число людей, находящихся в шлюпке, принимают равным:

- для пассажирских судов: числу людей, на которое рассчитана шлюпка (при спуске), и числу людей, находящихся в шлюпке для ее обслуживания (при подъеме);

- для других типов судов: числу людей, находящихся в шлюпке для ее обслуживания (при спуске и подъеме).

Лопари талей должны иметь длину, достаточную для спуска шлюпки на воду при крене судна. При этом на барабане шлюпочной лебедки должно оставаться не менее трех витков каната.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: