double arrow

Назначение и типы шлюпбалок



Шлюпочное устройство предназначено для спуска шлюпки на воду, подъема ее из воды и хранения по-походному. Оно состоит из шлюпки, шлюпбалок с лебедками, шлюпталей, ростр-блоков и приспособлений крепления шлюпки по-походному. Спуск и подъем шлюпки обычно механизированы и осуществляются одним человеком, находящимся на палубе или даже в шлюпке. На речном транспорте чаще всего применяют поворотные, склоняющиеся и гравитационные шлюпбалки.

Поворотная шлюпбалка имеет вертикальную ось вращения. При использовании шлюпбалок шлюпку сначала приподнимают с ростр-блоков, на которых она хранится в походном положении, затем путем поворота шлюпбалок выводят за урез надстройки и спускают на воду, потравливая лопарь (канат) шлюпталей с помощью лебедки. Спуск и подъем шлюпок небольшого размера могут осуществляться одной поворотной шлюпбалкой.

Склоняющаяся шлюпбалка (рис. 55) имеет горизонтальную ось вращения. Перед спуском шлюпки шлюпбалку наклоняют вручную при помощи винтового привода.

1 – шлюпка; 2 – шлюптали; 3 – шлюпбалка; 4 – лопарь; 5 – механизм наклонения шлюпбалки.
Рисунок 55 – Склоняющаяся шлюпбалка

Поворотные и склоняющиеся шлюпбалки, хотя и просты по конструкции, но неудобны в эксплуатации, и на новых крупных судах их не применяют.




Лучшими эксплуатационными качествами отличаются гравитационные шлюпбалки (рис. 56).

1 – шлюпка; 2 – найтов для крепления шлюпки по-походному; 3 – подвеска; 4 – шлюпбалка; 5 – лопарь; 6 – ферма станины; 7 – телескопическая тяга; 8 – подкильный кронштейн.
Рисунок 56 – Гравитационная шлюпбалка

Преимущество шлюпбалки заключается в том, что шлюпка опускается автоматически под действием силы тяжести после отдачи стопоров крепления шлюпки по-походному. Это очень важно для судна, потерпевшего аварию и порой не имеющего энергии для приведения в действие шлюпочных лебедок. Для крепления по-походному гравитационные шлюпбалки имеют специальные упоры, на которые и опирается шлюпка.

Шлюпбалки любого типа, обслуживающие спасательные шлюпки, должны обеспечивать безопасный их спуск при крене судна до 15° на любой борт. Продолжительность спуска шлюпки на воду не должна превышать 5мин, включая время на подготовку к спуску и вываливание за борт. В норму не входит время, затрачиваемое на посадку в нее людей.

Шлюпочные лебедки имеют обычно электрический привод и два вида тормозов: ленточный: для торможения барабана, на который навивается лопарь, и центробежный для автоматического регулирования скорости опускания шлюпки. Все лебедки имеют запасной ручной привод.



Во избежание срыва шлюпок со штатных мест во время качки их крепят на ростр-блоках или гравитационных шлюпбалках по-походному при помощи найтовов, в которые для быстрой их отдачи вставляют глаголь-гаки.

Прочность шлюпбалок, лопарей, блоков и других деталей шлюпочного устройства должна быть достаточной для безопасного спуска спасательной шлюпки на воду и подъема с грузом, масса которого:

(3.1)

где — масса шлюпки со снабжением, кг;

—число людей, находящихся в шлюпке;

— масса одного человека (75кг).

Число людей, находящихся в шлюпке, принимают равным:

- для пассажирских судов: числу людей, на которое рассчитана шлюпка (при спуске), и числу людей, находящихся в шлюпке для ее обслуживания (при подъеме);

- для других типов судов: числу людей, находящихся в шлюпке для ее обслуживания (при спуске и подъеме).

Лопари талей должны иметь длину, достаточную для спуска шлюпки на воду при крене судна. При этом на барабане шлюпочной лебедки должно оставаться не менее трех витков каната.



Сейчас читают про: