Рассмотрим устройство и принцип действия водогрейного котла на примере котлоагрегата типа КОАВ.
Все оборудование агрегата – собственно котел, вспомогательные механизмы, средства автоматики, контрольно-измерительные приборы смонтированы на одной раме.
Устройство водогрейного котла КОАВ-63-1 показано на рис. 66.
Рисунок 66 – Котлоагрегат КОАВ-63-1 |
Корпус котла представляет собой сварную конструкцию, состоящую из следующих деталей: обечайки 10, усиленной ребрами жесткости 13; плоских переднего 18 и заднего 5 днищ, являющихся трубными досками; жаровой трубы 17; дымогарных труб 21 и 22.
К заднему днищу приварена перегородка б, которая вместе с выступающей снизу обечайкой образует цилиндрическую боковую стенку задней газовой камеры 3. Камера закрывается поворачивающейся на шарнирах 20 крышкой 4, внутренняя полость которой соединяется посредством перепускной трубы 1 с водяным пространством котла.
Шарниры 20 представляют собой пробковые краны. Такое крепление крышки позволяет сохранить герметичность водяной системы котла при открытии крышки. С помощью откидных болтов 23 крышка плотно прижимается к боковым стенкам камеры. К, заднему днищу приварена также перегородка 7, которая вместе с выступающей обечайкой образует боковую стенку дымника 9, закрываемого крышкой 10. В верхней части дымника в обечайку вварен дымовой патрубок 11. Передняя газовая камера 14 образована передним днищем, выступающей обечайкой и крышкой 15, которая крепится к обечайке на фланцах. Передняя и задняя газовые камеры необходимы для образования трехходового движения продуктов сгорания (по жаровой трубе, по трубам 22, 21).
|
|
На верхней части обечайки размещен приемный коллектор 12; к нему присоединены трубы от циркуляционных насосов и системы подпитки.
Внизу крышки и в перепускной трубе имеются пробки 2 для слива воды. Через пробку 8 удаляется воздух из крышки при заполнении ее водой. Жаровая труба изнутри футерована карборундовыми кольцами 16, переднее кольцо образует фурму. К крышке 15 крепится топочное устройство.
Котлоагрегат КОАВ-63-1 имеет систему автоматического управления, защиты и сигнализации (рис. 67), благодаря которой работа котла может происходить без вахты.
– трубопровод подпитки; – трубопровод циркулирующей воды; – трубопровод топливный; – трубопроводы импульсные; – электроцепи; | |
Рисунок 67 – Схема автоматического управления котла типа КОАВ |
Котлоагрегаты типа КОАВ могут работать в закрытой и открытой системах теплоснабжения судна. При работе котлоагрегата в открытой системе вода в котле и в системе находится под давлением 0,1 МПа, а ее температура регулируется в пределах 95(±5)÷75(±5) °С. Для регулирования температуры воды применяется комбинированное реле (типа КРМ) 11, которое включает или отключает электродвигатель 18 при достижении предельных значений температуры.
|
|
Защиту котла осуществляет фотореле 10, предназначенное для контроля за процессом горения в топке. В случае срыва факела прекращается подача топлива и воздуха путем отключения электродвигателя 18. Перепускной клапан 16 поддерживает давление в топливном трубопроводе перед форсункой 12 в пределах 0,75÷0,75 (±0,05) МПа. Быстродействующий отсечной клапан 13 прекращает подачу топлива при падении давления топлива перед форсункой ниже 0,6 МПа.
Предохранительный клапан 4 предназначен для выпуска воды из котла при увеличении давления до 0,19 МПа. Подпитка котла пресной водой производится автоматически через редукционный клапан 1 при падении давления в котле ниже 0,08 МПа.
Электрическое зажигание осуществляется от трансформатора 8, соединенного с электродами 9 высоковольтным проводом. На случай неисправности автоматики предусмотрен переход на ручное управление.
На щите автоматического управления 6 располагаются все пусковые устройства и выключатели для автоматического и ручного управления котлом, сигнальные лампы, кнопка для разжигания котла при ручном управлении и звонок 7. Перед форсункой находятся манометры давления воды в котле и топлива, а также термометр 3 для измерения температуры воды в котле.
При работе котлоагрегата в открытой системе вода в котле и в системе теплоснабжения находится под давлением водяного столба расширительного бака, который сообщается с котлом через трубопровод 5. Регулируемый диапазон температуры воды в котле при этом составляет 80÷60 °С.
Вентилятор 19 и топливный насос 17 (типа ТЗН-1,5) приводятся в действие от одного электродвигателя 18. До и после топливного насоса установлен фильтр-отстойник 15. Два циркуляционных насоса 20 (типа ЭНЦ 1,7/1,5) забирают охлажденную воду от потребителей горячей воды 21 и подают в приемный коллектор 2, осуществляя, таким образом, циркуляцию в замкнутой системе теплоснабжения. Подпитка котла производится в расширительный бак, поэтому редукционный и предохранительный клапаны, а также реле давления не устанавливаются.