Содержание ВКР

7.1. Титульный лист является первой страницей бакалаврской работы и должен оформляться по утверждённой форме. Фамилия, имя, отчество студента пишется полностью и в именительном падеже. При указании научного руководителя и консультантов обязательно указывается их учёная степень, учёное звание и должность, инициалы и фамилия. Образец титульного листа приведен в прил. 4.

7.2. Задание на ВКР оформляется на бланке, уста­новленной вузом формы (прил. 3). В нем студент указывает название темы, содержание, сроки выполнения отдельных разделов работы и их удельный вес в общем объ­еме, дату сдачи законченной работы и ставит сою подпись.

7.3. Содержание отражает окончательный вариант плана ВКР и включает введение, наименования разделов, подразделов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы бакалаврской работы. Образец содержания приведен в прил. 5.

7.4. Введение содержит следующие моменты:

• обоснование актуальности выбранной темы;

• практическую значимость выбранной темы, особенно если ВКР носит целевой характер и выполняется по заказу конкретной организации (в этом случае студент должен представить подтверждающий документ);

• оценку современного состояния решаемой в бакалаврской работе проблемы, включающую ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных проблем с указанием фамилий самых известных авторов, чьи труды использовались в работе;

• объект и предмет исследования;

• формулирование цели ВКР, которая должна быть ясной, лаконичной (не более 1-2 предложений) и включать в себя ключевые слова (все) темы ВКР (т.к. цель корреспондируется с темой ВКР);

• формулирование задач, которые раскрывают цель ВКР, конкретизируют ее и связаны с названиями разделов работы (формируется не бо­лее 3-4 задач);

• основные исходные данные для анализа.

Цель и задачи ВКР должны раскрывать основные пути решения пробле­мы, заявленной в теме работы.

Введение не должно содержать таблиц и рисунков.

7.5. Первый раздел - теоретический, состоит из 3-4 подразделов и носит теоретико-методологический характер.

В нем студент должен:

• отразить значение рассматриваемой проблемы в общей структуре вопросов управления персоналом;

• представить характеристику степени проработанности проблемы, исходя из литературных источников (выделить основные теории по проблеме с указанием авторов, этапы развития данной проблемы, отразить методы и подходы, используемые в мировой практике для исследуемой в ВКР проблемы). Если работа носит научно-исследовательский характер, сформулировать свое видение научно-исследовательской проблемы в области государственного и муниципального управления;

• раскрыть основные понятия и сущность процессов, составляющих основу темы работы в соответствии с проблемой исследовании;

• определить пути, методы и средства решения поставленной проблемы, исходя из информации, полученной из литературных источников.

Исследование теоретических вопросов первого раздела должно служить основой для разработки практических вопросов в последующих разделах.

7.6. Второй раздел - аналитический.

При выборе научно-исследовательского формата ВКР этот раздел может включать:

Подраздел 2.1. Обоснование исследования. Здесь приводятся:

• краткая характеристика проблемной области или управленческо-экономическая характеристика территориальной единицы, где проводится исследование;

• обоснование необходимости исследования;

• цели и задачи исследования (дополняющие и конкретизирующие общую цель и задачи бакалаврской квалификационной работы). В целях исследования необходимо отразить специфику его направленности: анализ значимой проблемы, проблемной области; диагностика проблемной области; аудит, оценка состояния выбранной для исследования сферы государственной политики и т.д.;

• объект, предмет и гипотеза исследования;

• методы исследования, их обоснование и описание.

Подраздел 2.2. Процесс и результаты исследования. Этот подраздел включает:

• описание собственного теоретического или эмпирического исследования, направленного на анализ, диагностику или оценку сформулированной ранее проблемы,

• качественный и количественный анализ полученных результатов,

• выводы по каждому методу исследования.

Подраздел 2.3. Выводы. Общие выводы по проведенному исследованию должны соответствовать цели исследования и квалификационной работе в целом; отражать выявленные характеристики проблемной области, возможные причины существования проблемы и направления ее решения.

При выборе практико-ориентированного формата ВКР содержание подразделов зависит от направления подготовки бакалавров.

Для направления подготовки бакалавров 38.03.02 «менеджмент» предлагается следующая структура второго раздела ВКР:

2.1 Краткая характеристика исследуемого объекта. Здесь приводятся:

· историческая справка, характеризующая объект исследования;

· основные параметры объекта, например: тип производства, технический уровень, номенклатура продукции, характеристика технологического процесса и т.д.;

· динамика основных технико-экономических показателей организации;

· описание стадии развития организации (вновь создаваемая, развивающаяся, стадия стабильности или кризиса), миссия;

· организационная структура, в том числе производственная структура (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев, отделов, служб и т.п.);

· структура управления (состав должностных лиц; их иерархиче­ская структура, подчиненность);

· роль и место в структуре управления таких функциональных областей менеджмента как: финансовый менеджмент, управление персоналом, управление качеством услуг, управление маркетингом и др.

· анализ того, как распределено делегирование различных функций управления между руководителями различных уровней. Рекомендуется также дать оценку используемым методам управления.

· характер организационных отношении между структурными подразделениями;

2.2. Анализ системы управления исследуемого предприятия и конкретного направления (задачи) в области менеджмента организации (предмета исследования):

2.2.1. Организационная структура управления

По данному разделу студент должен изучить:

§ организационную структуру управления деятельностью пред­приятия с учетом его организационно-правовой формы;

§ характер организационных отношении между структурными подразделениями;

§ компоненты организационной структуры: линейные подраз­деления (управление основным производством), функциональ­ные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

§ методы, применяемые на предприятии для совершенствова­ния и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

§ структуру и функции аппарата управления предприятия;

§ регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными под­разделениями;

§ эффективность и экономичность структуры управления, ме­ханизмы ее совершенствования.

Отчет по этому направлению студент должен дополнить схемами орга­низационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется исследование.

2.2.2. Управление производством

Данное направление предполагает изучение:

§ производственной функции предприятия;

§ организационной структуры производства, включающей подсис­темы обеспечения, планирования и контроля;

§ оперативного планирования выпуска продукции;

§ нормирования труда и управления запасами;

§ календарного планирования и диспетчеризации производства;

§ мотивации и стимулирования труда в целях активизации че­ловеческого фактора;

§ управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

§ ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

§ проанализировать методы и приемы, используемые при обо­сновании производственной программы, с учетом потребно­стей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

§ изучить систему показателей, характеризующих производ­ственную деятельность, ее эффективность;

§ проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

§ ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продви­жения продукции на предприятии;

§ дать комплексную оценку организации управления производ­ственно-сбытовой деятельностью предприятия.

2.2.3. Управление персоналом

Необходимо изучить кадровый потен­циал предприятия и его формирование, в том числе:

§ профессиональный состав, квалификационный и образова­тельный уровень кадров (по категориям персонала);

§ планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

§ процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

§ требования, предъявляемые к работникам аппарата управле­ния, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

§ систему материального и морального стимулирования; функции управленческого персонала;

§ систему работы с кадрами (ротация, повышение квалифика­ции, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

§ методы повышения эффективности управленческого труда.

2.2.4. Информационная система управления.

Поэтому направлению сту­денту следует рассмотреть:

§ коммуникации между уровнями управления и подразделе­ниями;

§ коммуникации между предприятием и внеш­ней средой (органы государственного регулирования, потре­бители, поставщики и др.);

§ характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

§ информационный процесс (передача, преобразование, хране­ние, оценка и использование информации);

§ средства передачи и преобразования информации;

§ документооборот предприятия и его характеристику;

§ организацию делопроизводства, рационализацию документо­оборота предприятия;

§ пути устранения недостатков коммуникационного процесса.

2.2.5. Управление маркетингом

Студенту следует рассмотреть:

§ систему организации маркетинга на предприятии;

§ анализ конкурентов и маркетинговой среды;

§ планирование продукции и товарную политику;

§ управление качеством товара;

§ стадии жизненного цикла товара;

§ инновационную политику;

§ ассортиментную политику предприятия и направления его ас­сортиментной стратегии;

§ роль посредников в товародвижении;

§ условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

§ требования к торговым посредникам;

§ планирование продвижения товара на рынке;

§ коммуникационную политику фирмы;

§ основные методы реализации изделий (услуг);

§ стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффек­тивность;

§ инструменты стимулирования сбыта;

§ ценовую политику;

§ факторы, определяющие решения по ценам;

§ определение цен на новые изделия и их поведение на рын­ке;

§ систему оценки эффективности маркетинга на предприятии.

2.2.6. Финансовое состояние предприя­тия

По этому направлению студенту необходимо:

§ осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия;

§ изучить механизм формирования, распределения и исполь­зования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рен­табельности;

§ определить основные финансовые проблемы.

Во время написания второго раздела дипломной работы студенты часто допускают следующие ошибки:

• отсутствует логическая связь между материалами первого и второго разделов диплома;

• приводится развернутый анализ сфер деятельности изучаемого предприятия, не относящихся к теме исследования. Так, например, если темой дипломной работы является финансовый анализ, нет смысла проводить во втором разделе анализ трудовых ресурсов;

• отсутствуют выводы по результатам проведенного анализа;

• Перегрузка второго раздела теоретическим материалом, который
должен быть вынесен в первый раздел.

Анализ подсистем системы управления исследуемого предприятия обязательно должен содержать анализ внешней и внутренней среды организации, а так же потенциал достижения целей социально-экономического развития организации (см. Раздел 14)

При анализе внешней среды организации следует раскрыть следующие аспекты:

- климатические условия (преимущества и недостатки для реального сектора экономики, т.е. какие производства и торговля какими товарами наиболее легко осуществимы и востребованы);

- демографические тенденции (приток/убыль, структура и состав работоспособного населения);

- связи с соседнимиорганизациями (уровень конкуренции, производственные и торговые связи, бизнес);

- внешнеэкономические связи (объем, состав и структура экспорта и импорта);

- инвестиционный климат (сумма, состав и структура инвестиций за три предшествующих года)

Анализ внутренней среды касается, главным образом, потенциала организации. Одним из основных методов, используемых в этих целях, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. Каждый из срезов включает набор элементов и процессов, связи между которыми определяют эффективность среза.

Организационный срез:

а) распределение ответственности и полномочий,

б) коммуникации и их эффективность,

в) развитость организационных структур.

Кадровый срез:

а) особенности взаимодействия менеджеров и подчиненных,

б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования,

в) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри организации и текучести,

г) система подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированная на реальные нужды организации,

д) отношения между работниками и т. д.

Маркетинговый срез:

а) характеристика стратегии «товар — рынок»,

б) стратегия ценообразования,

в) рынки сбыта,

г) система распределения и т. д.

Финансовый срез:

а) поддержание ликвидности,

б) обеспечение прибыльности,

в) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т. д.

Производственный срез:

а) особенности изготовления продукта,

б) особенности складского хозяйства,

в) технологические процессы и качество их обслуживания,

г) новые технологии, их разработка и внедрение

Для направления подготовки бакалавров 38.03.03 «Управление персоналом» предлагается следующая структура второго раздела ВКР:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow