7.1. Титульный лист является первой страницей бакалаврской работы и должен оформляться по утверждённой форме. Фамилия, имя, отчество студента пишется полностью и в именительном падеже. При указании научного руководителя и консультантов обязательно указывается их учёная степень, учёное звание и должность, инициалы и фамилия. Образец титульного листа приведен в прил. 4.
7.2. Задание на ВКР оформляется на бланке, установленной вузом формы (прил. 3). В нем студент указывает название темы, содержание, сроки выполнения отдельных разделов работы и их удельный вес в общем объеме, дату сдачи законченной работы и ставит сою подпись.
7.3. Содержание отражает окончательный вариант плана ВКР и включает введение, наименования разделов, подразделов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы бакалаврской работы. Образец содержания приведен в прил. 5.
7.4. Введение содержит следующие моменты:
|
|
• обоснование актуальности выбранной темы;
• практическую значимость выбранной темы, особенно если ВКР носит целевой характер и выполняется по заказу конкретной организации (в этом случае студент должен представить подтверждающий документ);
• оценку современного состояния решаемой в бакалаврской работе проблемы, включающую ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных проблем с указанием фамилий самых известных авторов, чьи труды использовались в работе;
• объект и предмет исследования;
• формулирование цели ВКР, которая должна быть ясной, лаконичной (не более 1-2 предложений) и включать в себя ключевые слова (все) темы ВКР (т.к. цель корреспондируется с темой ВКР);
• формулирование задач, которые раскрывают цель ВКР, конкретизируют ее и связаны с названиями разделов работы (формируется не более 3-4 задач);
• основные исходные данные для анализа.
Цель и задачи ВКР должны раскрывать основные пути решения проблемы, заявленной в теме работы.
Введение не должно содержать таблиц и рисунков.
7.5. Первый раздел - теоретический, состоит из 3-4 подразделов и носит теоретико-методологический характер.
В нем студент должен:
• отразить значение рассматриваемой проблемы в общей структуре вопросов управления персоналом;
• представить характеристику степени проработанности проблемы, исходя из литературных источников (выделить основные теории по проблеме с указанием авторов, этапы развития данной проблемы, отразить методы и подходы, используемые в мировой практике для исследуемой в ВКР проблемы). Если работа носит научно-исследовательский характер, сформулировать свое видение научно-исследовательской проблемы в области государственного и муниципального управления;
|
|
• раскрыть основные понятия и сущность процессов, составляющих основу темы работы в соответствии с проблемой исследовании;
• определить пути, методы и средства решения поставленной проблемы, исходя из информации, полученной из литературных источников.
Исследование теоретических вопросов первого раздела должно служить основой для разработки практических вопросов в последующих разделах.
7.6. Второй раздел - аналитический.
При выборе научно-исследовательского формата ВКР этот раздел может включать:
Подраздел 2.1. Обоснование исследования. Здесь приводятся:
• краткая характеристика проблемной области или управленческо-экономическая характеристика территориальной единицы, где проводится исследование;
• обоснование необходимости исследования;
• цели и задачи исследования (дополняющие и конкретизирующие общую цель и задачи бакалаврской квалификационной работы). В целях исследования необходимо отразить специфику его направленности: анализ значимой проблемы, проблемной области; диагностика проблемной области; аудит, оценка состояния выбранной для исследования сферы государственной политики и т.д.;
• объект, предмет и гипотеза исследования;
• методы исследования, их обоснование и описание.
Подраздел 2.2. Процесс и результаты исследования. Этот подраздел включает:
• описание собственного теоретического или эмпирического исследования, направленного на анализ, диагностику или оценку сформулированной ранее проблемы,
• качественный и количественный анализ полученных результатов,
• выводы по каждому методу исследования.
Подраздел 2.3. Выводы. Общие выводы по проведенному исследованию должны соответствовать цели исследования и квалификационной работе в целом; отражать выявленные характеристики проблемной области, возможные причины существования проблемы и направления ее решения.
При выборе практико-ориентированного формата ВКР содержание подразделов зависит от направления подготовки бакалавров.
Для направления подготовки бакалавров 38.03.02 «менеджмент» предлагается следующая структура второго раздела ВКР:
2.1 Краткая характеристика исследуемого объекта. Здесь приводятся:
· историческая справка, характеризующая объект исследования;
· основные параметры объекта, например: тип производства, технический уровень, номенклатура продукции, характеристика технологического процесса и т.д.;
· динамика основных технико-экономических показателей организации;
· описание стадии развития организации (вновь создаваемая, развивающаяся, стадия стабильности или кризиса), миссия;
· организационная структура, в том числе производственная структура (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев, отделов, служб и т.п.);
· структура управления (состав должностных лиц; их иерархическая структура, подчиненность);
· роль и место в структуре управления таких функциональных областей менеджмента как: финансовый менеджмент, управление персоналом, управление качеством услуг, управление маркетингом и др.
· анализ того, как распределено делегирование различных функций управления между руководителями различных уровней. Рекомендуется также дать оценку используемым методам управления.
· характер организационных отношении между структурными подразделениями;
2.2. Анализ системы управления исследуемого предприятия и конкретного направления (задачи) в области менеджмента организации (предмета исследования):
2.2.1. Организационная структура управления
По данному разделу студент должен изучить:
|
|
§ организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
§ характер организационных отношении между структурными подразделениями;
§ компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
§ методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
§ структуру и функции аппарата управления предприятия;
§ регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
§ эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому направлению студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется исследование.
2.2.2. Управление производством
Данное направление предполагает изучение:
§ производственной функции предприятия;
§ организационной структуры производства, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
§ оперативного планирования выпуска продукции;
§ нормирования труда и управления запасами;
§ календарного планирования и диспетчеризации производства;
§ мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
§ управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
§ ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
§ проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
|
|
§ изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность;
§ проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
§ ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии;
§ дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия.
2.2.3. Управление персоналом
Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
§ профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
§ планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
§ процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
§ требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
§ систему материального и морального стимулирования; функции управленческого персонала;
§ систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
§ методы повышения эффективности управленческого труда.
2.2.4. Информационная система управления.
Поэтому направлению студенту следует рассмотреть:
§ коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
§ коммуникации между предприятием и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
§ характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
§ информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
§ средства передачи и преобразования информации;
§ документооборот предприятия и его характеристику;
§ организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
§ пути устранения недостатков коммуникационного процесса.
2.2.5. Управление маркетингом
Студенту следует рассмотреть:
§ систему организации маркетинга на предприятии;
§ анализ конкурентов и маркетинговой среды;
§ планирование продукции и товарную политику;
§ управление качеством товара;
§ стадии жизненного цикла товара;
§ инновационную политику;
§ ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
§ роль посредников в товародвижении;
§ условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
§ требования к торговым посредникам;
§ планирование продвижения товара на рынке;
§ коммуникационную политику фирмы;
§ основные методы реализации изделий (услуг);
§ стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
§ инструменты стимулирования сбыта;
§ ценовую политику;
§ факторы, определяющие решения по ценам;
§ определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
§ систему оценки эффективности маркетинга на предприятии.
2.2.6. Финансовое состояние предприятия
По этому направлению студенту необходимо:
§ осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия;
§ изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
§ определить основные финансовые проблемы.
Во время написания второго раздела дипломной работы студенты часто допускают следующие ошибки:
• отсутствует логическая связь между материалами первого и второго разделов диплома;
• приводится развернутый анализ сфер деятельности изучаемого предприятия, не относящихся к теме исследования. Так, например, если темой дипломной работы является финансовый анализ, нет смысла проводить во втором разделе анализ трудовых ресурсов;
• отсутствуют выводы по результатам проведенного анализа;
• Перегрузка второго раздела теоретическим материалом, который
должен быть вынесен в первый раздел.
Анализ подсистем системы управления исследуемого предприятия обязательно должен содержать анализ внешней и внутренней среды организации, а так же потенциал достижения целей социально-экономического развития организации (см. Раздел 14)
При анализе внешней среды организации следует раскрыть следующие аспекты:
- климатические условия (преимущества и недостатки для реального сектора экономики, т.е. какие производства и торговля какими товарами наиболее легко осуществимы и востребованы);
- демографические тенденции (приток/убыль, структура и состав работоспособного населения);
- связи с соседнимиорганизациями (уровень конкуренции, производственные и торговые связи, бизнес);
- внешнеэкономические связи (объем, состав и структура экспорта и импорта);
- инвестиционный климат (сумма, состав и структура инвестиций за три предшествующих года)
Анализ внутренней среды касается, главным образом, потенциала организации. Одним из основных методов, используемых в этих целях, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. Каждый из срезов включает набор элементов и процессов, связи между которыми определяют эффективность среза.
Организационный срез:
а) распределение ответственности и полномочий,
б) коммуникации и их эффективность,
в) развитость организационных структур.
Кадровый срез:
а) особенности взаимодействия менеджеров и подчиненных,
б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования,
в) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри организации и текучести,
г) система подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированная на реальные нужды организации,
д) отношения между работниками и т. д.
Маркетинговый срез:
а) характеристика стратегии «товар — рынок»,
б) стратегия ценообразования,
в) рынки сбыта,
г) система распределения и т. д.
Финансовый срез:
а) поддержание ликвидности,
б) обеспечение прибыльности,
в) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т. д.
Производственный срез:
а) особенности изготовления продукта,
б) особенности складского хозяйства,
в) технологические процессы и качество их обслуживания,
г) новые технологии, их разработка и внедрение
Для направления подготовки бакалавров 38.03.03 «Управление персоналом» предлагается следующая структура второго раздела ВКР: