Здесь приводятся:
• историческая справка, характеризующая объект исследования;
• основные параметры объекта, например: тип производства, технический уровень, номенклатура продукции, характеристика технологического процесса и т.д.;
• динамика основных технико-экономических показателей организации;
• описание стадии развития организации (вновь создаваемая, развивающаяся, стадия стабильности или кризиса), миссия;
• организационная структура, в том числе производственная структура (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев, отделов, служб и т.п.);
• структура управления (состав должностных лиц; их иерархическая структура, подчиненность);
• динамика численного состава кадров;
• основные причины текучести, величина и причины потерь рабочего времени.
2.2. Анализ системы управления исследуемого предприятия и конкретного направления (задачи) в области управления персоналом (предмета исследования):
2.2.1. Правовая подсистема.
Изучить общие сведения об организации, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т. п), выделив особенности правового обеспечения (устав, учредительный договор, коллективный договор, положения об отделах и подразделениях, должностные инструкции и др.), определяющие отношения между работником и нанимателем, в том числе:
|
|
• гарантии реализации права граждан на труд;
• время работы и отдыха;
• социальное страхование;
• трудовую дисциплину;
• технику безопасности;
• льготы различным категориям работников и т.п.
Анализ правовой подсистемы следует завершить выводом, качественно отражающим ее состояние.
2.2.2.Финансово-экономическая подсистема.
Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка и изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности. Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям эффективности, в том числе:
• объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;
• затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
• прибыль (доход) и рентабельность;
• организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;
• численность работающих по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы и их соотношения;
|
|
• производительность труда, фонд оплаты труда;
• финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).
• взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями, благотворительность и др.
Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (не менее 2-х лет). Проведенный анализ должен показать финансовую устойчивость или неустойчивость организации – базы практики, и выявлять причины неэффективного использования ресурсов.
2.2.3. Социально-психологическая подсистема.
Изучить особенности социально-психологической поддержки функций управления: мотивацию, адаптацию, обучение, аттестацию, состояние климата в коллективах, формирование рабочих групп, управление конфликтами, программы социальной поддержки, лидерство и др. Рекомендуется выделить условия и факторы, определяющие эффективность управления. Для этого использовать результаты наблюдений, опросов, психологического тестирования и т.п. Выводы оформляются в виде схем, графиков, диаграмм, таблиц и др. с соответствующими пояснениями.
2.2.4. Информационная подсистема.
Информационная подсистема системы управления персоналом состоит из информационных потоков и деятельности по управлению ими. Студент должен оценить соотношение между современным состоянием информационной подсистемы (наличие специализированного программного обеспечения – 1С-бухгалтерия, Кадры и др.) и традиционного сбора и передачи информации без использования автоматизированных средств. Следует проанализировать наличие базы данных и изучить реализацию следующих базовых функций, которые разработаны компаний АИТ (Москва): планирование штатных расписаний с формированием должностных инструкций; учет персонала; планирование и учет использования трудовых ресурсов; расчеты с персоналом по оплате труда, контролю выплат и т.д.; учет подотчетных сумм и депонентов; систему управления документами; персонализированный пенсионный и налоговый учет.
Анализ подсистем системы управления исследуемого предприятия обязательно должен содержать оценку показателей эффективности управления персоналом, например в соответствии с [4], где приводится система состоящая из пяти групп показателей, разделенных по сходным признакам.
К первой группе относятся показатели, связанные непосредственно с денежными затратами на персонал, и, как правило, контролируются финансовыми структурами компании.
Чаще всего применяются следующие финансовые показатели:
1) расходы на персонал как процент от прибыли компании, процент от операционных расходов, процент от товарооборота;
2) средние затраты на персонал. Они сильно варьируются в зависимости от отрасли, в которой работает компания;
3) доля ФОТ в общих затратах на персонал, в операционных расходах, в себестоимости;
4) средняя заработная плата одного сотрудника по компании;
5) ФОТ на одного сотрудника компании;
6) темп роста средней зарплаты в сравнении с темпом увеличения доходов - коэффициент опережения (поквартально);
7) динамика выручки на одного человека; динамика выручки на человеко-час;
8) среднегодовая выработка на одного рабочего. Определяется по формуле:
Вср = У х Д х П х Вч,
где Вср - среднегодовая выработка на одного рабочего;
У - отношение числа рабочих к общему числу работающих;
Д - количество дней, отработанных одним рабочим за год;
П - средняя продолжительность рабочего дня, час;
|
|
Вч - среднечасовая выработка продукции на одного рабочего.
Вторую группу составляют индикаторы, напрямую не связанные с кадровыми затратами и являющиеся объективными показателями. Они, как правило, носят статистический характер. Например, во многих организациях ведется учет соотношения численности персонала по его категориям. С помощью данных показателей оценивается (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) численность персонала по отношению к другим индикаторам, либо ее динамика во времени:
1. Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):
Кпр = Количество принятого на работу персонала / Среднесписочная численность персонала *100 %
2. Коэффициент оборота по выбытию (Кв):
Кв = Количество работников, выбывших по всем причинам / Среднесписочная численность персонала * 100 %
В первом случае коэффициент показывает, на сколько возросла бы численность работающих, если бы не было увольнений, во втором - на сколько уменьшилась бы численность работающих, если бы за рассматриваемый период приема на работу не было.
3. Коэффициент текучести кадров (Ктк):
Ктк = Количество работников, уволившихся по собственному желанию и уволенных за нарушение трудовой дисциплины / Среднесписочная численность персонала *100 %
4. Коэффициент стабильности персонала (Кст):
Кст = 1- Коэффициент текучести кадров(Ктк).
5. Коэффициент восполнения (Кв):
Кв = Число работников, принятых за период / Число работников, уволенных за период) = Кв / Кпр
Если в результате расчета этот коэффициент больше 1, то происходит не только возмещение убыли рабочей силы в связи с увольнением, но и появляются новые рабочие места. Если данный показатель меньше 1, то это свидетельствует о том, что сокращаются рабочие места, и, если речь идет не об отдельном предприятии или отрасли, а об экономике в целом, эта ситуация приводит к увеличению безработицы.
6. Коэффициент замещения (Кз):
Кз = (Количество принятых – Количество выбывших работников) / Среднесписочная численность персонала * 100 %
7. Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс):
|
|
Кпс = Количество сотрудников, проработавших в компании весь отчетный период / Среднесписочная численность персонала на конец периода *100 %
8. Соотношение численности основного (зарабатывающие подразделения) и вспомогательного (обслуживающие подразделения) персонала.
Третья группа - это индикаторы, схожие с теми, что относятся ко второй группе. Их отличительная особенность - более сложная структура, взаимосвязь с другими показателями, зачастую их трудно высчитать. Это большая группа индикаторов - количественных и качественных.
К количественным показателям относятся:
1. численность персонала (среднесписочная, явочная);
2. эффективность использования рабочего времени (коэффициент использования установленной продолжительности рабочего дня/периода, а также интегральный коэффициент);
3. выработка продукции на одного человека;
4. з арплатоотдача и зарплатоемкость продукции;
Зарплатоотдача представляет собой выработку на 1 руб. заработной платы:
Зарплатоотдача = Целевой экономический показатель / заработная плата;
Зарплатоемкость продукции = 1/ Зарплатоотдача.
Например, если Работник произвел продукцию стоимостью 50 тыс. руб. и при этом его заработная плата составила 20 тыс. руб., то зарплатоотдача равна 2,5, а зарплатоемкость равна 0,4, или 40%.
5. Сбалансированность количества рабочих мест и числа сотрудников предприятия (дополнительная потребность или избыток рабочей силы).
К качественным показателям относятся:
1. Профессионально-квалификационный потенциал:
· профессиональная структура персонала - соотношение представителей разных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т. д.),
· квалификационная структура - соотношение работников разного уровня квалификации (т. е. степени профессиональной подготовки), необходимой для выполнения определенных трудовых функций. Например: специалист первой, второй или высшей категории.
· структура персонала по уровню образования (общего и специального) - отражает уровень образования сотрудников (бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное);
· структура персонала по стажу работы - может рассматриваться двояко: по общему стажу и по стажу работы в конкретной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в определенной компании характеризует стабильность и надежность персонала, его лояльность. В отечественной статистике выделяют следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.
2. Психофизиологический потенциал:
· половозрастная структура персонала - соотношение групп сотрудников по полу и возрасту. Возрастная структура отражает долю лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. Часто при изучении данного показателя применяются следующие группы: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше;
· интенсивность труда - оценивается двумя основными показателями: характеристики использования рабочего времени (степень занятости сотрудников в течение дня, или «плотность рабочего времени») и темп труда (скорость выполнения рабочих операций, или частота движений и действий в единицу времени). Измерять данную величину рекомендуется путем хронометража, киносъемки трудового процесса и его элементов либо другими способами;
· показатели заболеваемости (общей, профессиональной). Если заболевание вызвано воздействием вредных условий труда (производственных факторов), оно называется профессиональным; в других случаях считается общим. С 1986 г. в промышленности введен учет потери трудоспособности по причине общей заболеваемости.
3. Творческий потенциал
В качестве показателей данного вида потенциала могут выступать: число рацпредложений и изобретений, поданных сотрудниками за определенный период; участие в разработке инноваций, профессиональных конкурсах и т. п.
4. Мотивационный потенциал:
· показатель удовлетворенности трудом - восприятие работниками соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда (и других факторов) их потребностям и запросам, т. е. того, что они считают важным. Обычно удовлетворенность трудом слагается из двух основных компонентов:
- удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система оплаты, санитарногигиенические условия, организация работ);
- удовлетворенность содержанием труда (важность и содержательность работы, ее престижность, отношения в коллективе как возможность удовлетворения социальных потребностей);
· процент уволенных по собственному желанию от общего числа работников.
Как правило, этот показатель определяется методом анкетирования или опроса и рассчитывается как процент удовлетворённых своей работой сотрудников от общей численности персонала.
Индикаторы четвертой группы позволяют оценить численный и профессиональный состав непосредственно самой службы персонала. Основные показатели:
· число сотрудников;
· количество штатного персонала на одного специалиста по учету кадров и кадровому делопроизводству;
· количество штатного персонала на одного специалиста по компенсациям и льготам.
При расчете общей численности работников HR-службы надо учитывать не только тех, кто состоит непосредственно в штате данного отдела, но и сотрудников, которые относятся к другим подразделениям и при этом выполняют кадровые функции, например, табельщиков, нормировщиков, бухгалтеров по расчету зарплаты и т. д. В некоторых компаниях ее расчет выполняют как HR-специалисты, так и финансисты.
Пятая группа тесно связана с функциональной эффективностью HR-службы. Каждое из направлений имеет свои показатели оценки эффективности:
1. Подбор персонала и кадровый резерв:
· средний показатель закрытия вакансий;
· среднее время заполнения вакансий;
· процент сотрудников, прошедших испытательный срок;
· текучесть (общая по компании);
· текучесть (по наиболее ценным позициям);
· процент вакансий, заполненных из состава кадрового резерва (если в компании реализуется соответствующая программа, то появляющиеся вакансии в первую очередь должны закрываться из этого пула кандидатов).
2. Обучение и развитие персонала:
· процент выполнения запланированных мероприятий;
· количество часов обучения на одного сотрудника;
· затраты на обучение (рабочих, руководителей и специалистов, одного сотрудника);
· доля бюджета обучения в общих затратах на персонал;
· средний показатель удовлетворенности программами обучения.
3. Кадровый учет:
· отношение фактического количества ошибок, допущенных по вине работников при формировании личных дел, назначений сотрудников, проверке табелей, которые привели к ошибкам в расчете зарплаты, налогов и задержкам при сдаче отчетности в фонды (ФОМС, ПФР), к нормативному количеству ошибок (в процентах);
· своевременность и правильность документооборота (ежемесячно);
· отсутствие штрафов и предписаний по результатам проверок трудовых инспекций, ФОМС (ежемесячно).
4. Мотивация и оплата труда:
· доля ФОТ в объеме производства;
· доля мотивационной составляющей в компенсационном пакете сотрудников (соотношение постоянной и переменной частей зарплаты);
· доля премий в общем размере ФОТ;
· среднее время переработки на одного сотрудника.
5. Общие показатели эффективности:
· отношение затрат на управление персоналом к прибыли;
· доля затрат на управление персоналом в общих затратах;
· рентабельность производства.
Для направления подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное Управление» второй раздел ВКР может иметь следующую структуру:
Подраздел 2.1 Краткая характеристика исследуемого объекта. Здесь приводятся:
• историческая справка, характеризующая объект исследования;
• основные параметры объекта, например: функции, полномочия, содержание деятельности;
• динамика основных социально-экономических показателей территориальной единицы, где проводится исследование;
• организационная структура и структура управления (состав должностных лиц; их иерархическая структура, подчиненность) исследуемого органа государственной (местной) власти;
• финансовое обеспечение деятельности.
Подраздел 2.2. Анализ состояния выбранного для исследования объекта выполняется на основе разработанной в первой части работы методики анализа.
Источниками информации могут служить материалы текущего делопроизводства и отчетности, результаты проведенных социологических опросов и экспертных оценок. Материалы должны быть достаточно полными и достоверными. Характер анализа определяется темой исследования, качество его проведения зависит от способностей студентов и уровня накопленных знаний.
2.3 Обобщение результатов анализа выражается в составлении сравнительных таблиц, интеграционных обобщений, в осмыслении анализа динамических рядов и причинно-следственных связей и сформулированных на их основе выводов.
Анализ практического материала по теме исследования во втором разделе проводится исключительно на материале первого раздела, особенно той его части, где приведены классификации, методы и подходы, используемые в мировой науке и практике для изучения исследуемых студентом проблем.
Если студент в ходе анализа практического материала столкнулся с какими-либо процессам и методами или подходами, не изученными им с теоретических позиций и не отраженными в первом разделе, то ему необходимо вернуться к теории и методологии проблемы, т.е. первому разделу. После изучения теории возникшего вопроса студент углубляет и дополняет первый раздел и только потом возвращается вновь ко второму.
Следует обратить внимание на наиболее часто допускаемые ошибки в работе над вторым разделом:
• «Автономность» второго раздела и отсутствие логической связи с первым.
• Описательный характер второго раздела, когда отсутствует оценка изучаемых на предприятии процессов (т.е. их сильных и слабых сторон), а также выводов, формулируемых в ходе анализа.
• Перегрузка второго раздела теоретическим материалом, который должен быть вынесен в первый раздел.
Необходимые данные могут быть получены на основании действующих в организации систем плановых, учетных, отчетных и статистических документов, системы оперативного учета, который ведут различные подразделения, методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации и подразделений, а также на основе опроса, наблюдений и экспертных оценок.
2.3. Выводы. В выводах должны быть определены причины, препятствующие эффективному функционированию объекта изучения. В тезисной форме подводится итог, характеризующий нерешенность методических, организационных, экономических и правовых вопросов в области управления персоналом для исследуемой организации и формулируется задание на разработку организационного проекта.
7.7. Третий раздел - проектный, является рекомендательным и строится исключительно на материале второго раздела в части того, что студент оценил как недостатки в исследуемой сфере.
Для направлений подготовки бакалавров 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ и 38.03.03 «Управление персоналом» в рекомендательном разделе ВКР должны быть представлены конкретные мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия или подразделения по предметной области исследования и касаться выявленных в аналитической части слабых сторон деятельности предприятия и, в частности, системы управления персоналом в содержательном аспекте проблемы исследования. Рекомендации должны содержать пути совершенствования и конкретные проектные материалы или предложения. Это может быть:
· разработка программы мероприятий или работ,
· разработка управленческой или организационной процедуры,
· предложение по совершенствованию организационной структуры управления,
· рекомендации по изменению штатного расписания должностей,
· разработка должностной инструкции, положения об отделе,
· использование современных информационных технологий и программных средств,
· методика по мотивации персонала и т.д.
Все предложения должны логически вытекать из предыдущих разделов работы, иметь теоретическое обоснование, отраженное в первом разделе ВКР, содержать прогрессивные методы решения проблем.
Необходимым элементом третьего раздела должен быть расчет экономической и (или) социальной эффективности предлагаемых мероприятий, что предполагает оценку затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом (см. Раздел 12).
Для направления подготовки бакалавров 38.03.04 «государственное и муниципальное Управление» к третьему разделу ВКР применимы следующие рекомендации.
В результате обобщения результатов анализа в предыдущей главе должна сформироваться потребность в совершенствовании, замене, реконструкции, изменении структуры, повышении уровня и т.д. Форма представления полученных результатов зависит от взятого в основу типа исследования – методологического, методического или прикладного.
Если исследование носит научно-исследовательский формат, то его результаты могут быть сформулированы в виде предложений по совершенствованию моделей, механизмов, процессов управления. Результаты могут быть представлены в виде разработки стратегии развития, программы развития, миссии и оформлены в виде вновь подготовленных или усовершенствованных документов.
Его результаты могут быть сформулированы в виде предложений по обоснованию новых или развитию действующих методов и средств управления.
Формы представления результатов здесь достаточно разнообразны: это могут быть предложения по изменению содержания процесса планирования, организации, регулирования, мотивации и контроля как функций управления; по изменению содержательной части подходов (процессного, системного, ситуационного) к управлению; по совершенствованию методов принятия решений в условиях увеличивающейся неопределенности и риска; по совершенствованию содержания методических документов – уставов, положений, инструкций, указаний и т.д.
Если исследование носит практико-ориентированный характер, то его результаты могут быть направлены на экономию трудовых, информационных, материальных или финансовых ресурсов. Прикладные исследования заканчиваются предложениями, для которых определяется эффективность. Эффективность в настоящее время определяют как устойчивость функционирования, достижение стабильности, расширение зоны влияния и др. Социальными составляющими эффективности можно считать повышение уровня доходов населения, снижение безработицы, сокращение инфляции, увеличение продолжительности жизни.
В каждой из разработанных рекомендаций необходимо:
• сформулировать цель реализации рекомендации,
• определить, какие задачи с ее реализацией могут быть решены,
• дать укрупненную оценку необходимых ресурсов для ее реализации,
• предложить программу продвижения к цели внедрения данной рекомендации.
Необходимым элементом третьего раздела должен быть расчет изменения экономических и социальных показателей развития территориальной единицы, которое станет итогом предлагаемых мероприятий.
Этапы определения эффективности предлагаемых мероприятий должны быть представлены в табличном редакторе EXCEL.
Наиболее часто встречающиеся недостатки в содержании третьего раздела:
• отсутствие логической связи со вторым разделом;
• перезагрузка раздела теоретическим материалом;
• отсутствие собственных предложений студента по повышению эффективности деятельности изучаемого предприятия;
• отсутствие расчетов эффективности предлагаемых мероприятий.
В ходе работы над 2 и 3 разделами студенту необходимо максимально использовать современные программные и аппаратные средства вычислительной техники и информационных сетей в процессе анализа, проектирования и оформления ВКР.
7.8. Заключение должно содержать:
• авторскую оценку студентом работы с точки зрения достижения цели работы и решения поставленных в ней задач;
• обобщенное изложение рассмотренных в работе проблем (возможно по разделам);
• информацию о практической значимости работы;
• обобщенные данные о результатах расчетов экономической эффективности предлагаемых мероприятий;
• направления дальнейшего продолжения исследований данной темы.
7.9. Список использованных источников должен содержать не менее 50 наименований и включать в себя все источники, использованные в работе, на которые делались ссылки по ходу исследования (нормативно-правовые акты, специальная научная и учебная литература, периодика и др.).
Список использованных источников организуется и оформляется в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати (см. п. 8.5).
7.10. Приложения помещаются в конце работы после списка литературы в той последовательности, в которой они упоминаются в тексте.
На усмотрение студента в приложение может быть вынесен любой материал:
• таблицы;
• рисунки;
• первичные документы предприятия (формы отчетности, устав, должностные обязанности сотрудников и др.).
• Обязательным требованием при формировании приложений является:
• ссылки (по тексту) на все приложения, имеющиеся в работе;
• анализ всех приложений в тексте работы по мере их упоминания или ссылок на них.