Этапы творческого процесса

Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу длительного и трудоемкого накопления информации, включающую многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса - стадия созревания - созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме. Далее наступает логический "тупик", за которым следует озарение - интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание, экспериментальная проверка идеи и изготовление (воплощение) творческого продукта.

Этапы творческого процесса Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология".М., 1950)

(с.255) Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам Уоллес (1926) разграничил 4 "стадии творческого мышления": подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагает, однако, что "в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы... Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может бессознательно вынашивать какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой же проблемы".

                 
Этап 1 Трудоемкое, накопление информации Этап 2 Интервал забывания   Этап 3 Подсознатель­ное согревание решения Этап 4 Озарение Этап 5 Проверка правильности решения
           
       

Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу длительного и трудоемкого накопления информации, включающую многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса - стадия созревания

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По многочисленным данным протоколов самонаблюдений, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание другими делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени "творческая" задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Именно это создает впечатление о наличии бессознательно протекающих процессов решения. Тем не менее необходимым фоном для активной работы подсознания является наличие первой фазы - фазы активных и настойчивых сознательных попыток решения задачи.

Более того, во многих случаях анализ самонаблюдений показывает, что процесс "озарения" не являет собой одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. По мере упорного сознательного процесса решения проявляются отдельные элементы понимания и продвижения в верном направлении. В итоге, образно говоря, можно считать, что условием божественного озарения, как правило, является упорный труд

  1. Способности как индивидуально-психологические особенности человека. Способности и деятельность.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, а также музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности и т.д.

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности(хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

  1. Понятие о способностях. Структура способностей. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.

Способности – это такие психол. особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Превращение же возможности в действительность зависит многих условий.

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.

Психология, отрицая тождественность способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Серьезной психологической ошибкой педагога является скоропалительное, без серьезной проверки утверждение, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы (как пример А. Эйнштейн).

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Следовательно широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя.

(Б.М. Теплов: отсутствие абсолютного слуха не является препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей).

Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, а также музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности и т.д.

Структура способностей.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность, креативность (по другому творческость, умение создавать что-либо, отличное от общепринятых стандартов)), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др.). Они не должны противопоставляться друг другу.

Наиболее разработанной является структура общих познавательных способностей. Она представлена тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

– интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

– обучаемость, как способность к приобретению знаний;

– креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

К общим способностям также относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов - художественному, мыслительному и среднему. Данная типология связана с учением И. П. Павлова, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с “сигнализацией” этих образов посредством слова. Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигналов второй системы - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей.

Павлов: три типа личности –

Художественный Мыслительный Средний

Яркость образов Преобладание абстракций Сочетание образов

и эмоций и абстракций

Благоприятна Благ.деятельность Сочетание образов

деятельность, с абстрактными и абстракций

связанная с образами материями

И у тех, и у других интеллект развит.

Итак, структура каждой конкретной способности как готовность личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Формирование способностей.

Зависимость способностей от обучения.

Хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности.

Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества (например, сейчас все нормальные дети 7 лет умеют читать и писать, 200 лет назад для этого были нужны определенные способности).

Важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенных областей человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательные интересы здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.

Поэтому лучше, если выпускник (допустим школы) уйдет без стойкого интереса к какой-либо профессии, чем скоропалительно и неверно определит свои интересы.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

Талант - это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:

- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

- осознание способности;

- включенность способности в характер.

Показатели одаренности:

- темп и легкость усвоения материала;

- широта переноса;

- время проявления;

- соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные задатки;

- время выявления;

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

- всестороннее развитие интересов и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

  1. Темперамент, его свойства. Психологическая характеристика различных типов темперамента. Н.и.тоже

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: