Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу длительного и трудоемкого накопления информации, включающую многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса - стадия созревания - созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме. Далее наступает логический "тупик", за которым следует озарение - интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание, экспериментальная проверка идеи и изготовление (воплощение) творческого продукта.
Этапы творческого процесса Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология".М., 1950)
(с.255) Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам Уоллес (1926) разграничил 4 "стадии творческого мышления": подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагает, однако, что "в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы... Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может бессознательно вынашивать какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой же проблемы".
| Этап 1 Трудоемкое, накопление информации | Этап 2 Интервал забывания | Этап 3 Подсознательное согревание решения | Этап 4 Озарение | Этап 5 Проверка правильности решения | ||||
Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу длительного и трудоемкого накопления информации, включающую многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса - стадия созревания
На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По многочисленным данным протоколов самонаблюдений, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание другими делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени "творческая" задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Именно это создает впечатление о наличии бессознательно протекающих процессов решения. Тем не менее необходимым фоном для активной работы подсознания является наличие первой фазы - фазы активных и настойчивых сознательных попыток решения задачи.
Более того, во многих случаях анализ самонаблюдений показывает, что процесс "озарения" не являет собой одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. По мере упорного сознательного процесса решения проявляются отдельные элементы понимания и продвижения в верном направлении. В итоге, образно говоря, можно считать, что условием божественного озарения, как правило, является упорный труд
- Способности как индивидуально-психологические особенности человека. Способности и деятельность.
Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, а также музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности и т.д.
Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности(хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).
Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.
Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.
Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.
- Понятие о способностях. Структура способностей. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.
Способности – это такие психол. особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Превращение же возможности в действительность зависит многих условий.
Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.
Психология, отрицая тождественность способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Серьезной психологической ошибкой педагога является скоропалительное, без серьезной проверки утверждение, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы (как пример А. Эйнштейн).
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Следовательно широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя.
(Б.М. Теплов: отсутствие абсолютного слуха не является препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей).
Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей.
Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, а также музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности и т.д.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.
Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность, креативность (по другому творческость, умение создавать что-либо, отличное от общепринятых стандартов)), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др.). Они не должны противопоставляться друг другу.
Наиболее разработанной является структура общих познавательных способностей. Она представлена тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.
В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:
– интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;
– обучаемость, как способность к приобретению знаний;
– креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.
К общим способностям также относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов - художественному, мыслительному и среднему. Данная типология связана с учением И. П. Павлова, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с “сигнализацией” этих образов посредством слова. Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигналов второй системы - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей.
Павлов: три типа личности –
Художественный Мыслительный Средний
Яркость образов Преобладание абстракций Сочетание образов
и эмоций и абстракций
Благоприятна Благ.деятельность Сочетание образов
деятельность, с абстрактными и абстракций
связанная с образами материями
И у тех, и у других интеллект развит.
Итак, структура каждой конкретной способности как готовность личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Зависимость способностей от обучения.
Хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности.
Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества (например, сейчас все нормальные дети 7 лет умеют читать и писать, 200 лет назад для этого были нужны определенные способности).
Важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенных областей человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательные интересы здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.
Поэтому лучше, если выпускник (допустим школы) уйдет без стойкого интереса к какой-либо профессии, чем скоропалительно и неверно определит свои интересы.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.
- Темперамент, его свойства. Психологическая характеристика различных типов темперамента. Н.и.тоже
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».