Правотворческий процесс

Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, который по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий (этапов), которые в теории принято называть стадиями.

В обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворчества: принятие решения о подготовке проекта акта; подготовка (разработка) проекта; обсуждение и принятие нормативного акта; санкционирование, промульгация и опубликование нормативного правового акта.

В законодательстве Республики Беларусь употребляется понятие нормотворческого процесса и нормотворческой деятельности. Технология создания нормативного правового акта в Республике Беларусь предусмотрена Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В частности, в нем определены следующие стадии нормотворческого процесса (ст. 39): планирование нормотворческой деятельности; нормотворческая инициатива; подготовка проекта нормативного правового акта; принятие (издание) нормативного правового акта; включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опубликование нормативного правового акта.

Содержание каждой стадии правотворческого процесса определяется особенностями нормативного правового акта, его юридической природой, видом, назначением, характером регулируемых общественных отношений.

Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса.

Законодательный (законотворческий) процесс – деятельность парламента по созданию закона. Как правило, он начинается стадией законодательной инициативы, т.е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте: признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента либо признание принятия его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически это первый этап самой объемной стадии законотворчества – обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение – одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.

Третья стадия – принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата с широкими полномочиями, то в ней повторяется процедура, аналогичная процедуре в нижней палате, иначе – предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнений по поводу законопроекта, между палатами, как правило, предусмотрены согласительные процедуры.

Последний этап – санкционирование, промульгация и опубликование закона – является чаще всего прерогативой главы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: