Часть I. Влияние и изменение установок

Оглавление


ББК 88.5 УДК 316.5 С69

С69 Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с: ил. — (Серия «Мастера психоло­гии»).

ISBN 5-94723-126-3

Серж Московичи — сторонник интеграционного подхода в психологии. Именно поэтому в данном издании им собраны статьи исследователей из разных стран, посвященные проблемам социальной психологии. Разнообразие представ­ленных точек зрения позволяет выделить для обсуждения темы, актуальные сего­дня (конформизм, влияние культуры, общества на поведение и установки челове­ка и др.). и дает читателю возможность сформировать собственный взгляд на ре­шение многих проблем.

Книга адресована психологам, студентам, обучающимся по специально­сти «Психология», а также всем, кто интересуется вопросами социальной психо­логии.

ББК 88.5 УДК 316.5

Права на издание получены по соглашению с Presses Universitaires de France.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было фор­ме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Presses Universitaires de France, 1984
ISBN 2 13 049623 7 (франц.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

ISBN 5-94723-126-3 © Издание на русском языке, оформление ООО «Питер Пресс», 2007


Предисловие......................................................................................................................................... 13

Введение. Область социальной психологии.............................................................................................. 18

A. Что такое социальная психология?.................................................................................................. 18

Б. Социально-психологический подход............................................................................................... 20

B. Различные интересующие нас теории............................................................................................ 26

Г. Методы проверки теорий и наблюдения над фактами действительности

............................................................................................................................................... 29

Д. План предлагаемого учебника......................................................................................................... 34

Часть I. Влияние и изменение установок

Глава 1. Конформизм и подчинение............................................................................................... 38

Социальное влияние: общий обзор...................................................................................................... 38

Конформизм......................................................................................................................... 38

Подчинение.............................................................................................................................. 39

Сходства и различия.................................................................................................................... 39

A. Конформизм............................................................................................................................ 40

Первые исследования конформизма................................................................................................ 41

Информационное и нормативное влияние....................................................................................... 43

Информационное влияние............................................................................................................ 43

Нормативное влияние................................................................................................................ 44

Нормативно-информационное влияние и социальная поддержка.......................................................... 45

Другие точки зрения на влияние большинства................................................................................... 47

Точка зрения конфликта.............................................................................................................. 47

Точка зрения когнитивного процесса.............................................................................................. 48

Точка зрения социальной категоризации.......................................................................................... 49

Роль индивидуальных различий..................................................................................................... 49

Б. Подчинение................................................................................................................................. 52

Исследования Милгрэма.................................................................................................... >.... 52

Пространственная близость жертвы................................................................................................ 53

Источник власти авторитета........................................................................................................ 53

Влияние группы........................................................................................................................ 54

Дальнейшие исследования подчинения.......................................................................................... 54

Объяснения подчинения............................................................................................................ 56

B. Конформизм и подчинение — это хорошо или плохо?........................................................ 58

1лава 2. Инновация и влияние меньшинства................................................................................ 61

A. Введение.................................................................................................................................... 61

Б. Отличительные черты инновации...................................................................................................... 65

B. Инновация и порождение конфликтов............................................................................................. 69

Г. Стили поведения меньшинства........................................................................................................ 74

Д. Что способствует и что мешает влиянию меньшинства?....................................................................... 80

К. Влияние меньшинства и социальные нормы........................................................................................ 90


6 Оглавление


Оглавление 7



Ж. Заключение............................................................................................................................. 96

Глава 3. Изменение установок............................................................................................................... 100

A. Введение.................................................................................................................................. 100

а. Проблема природы социальных установок................................................................................ 101

б. Факторы, способствующие изменению социальных установок....................................................... 102

Б. Источник............................................................................................................................... 104

а. Надежность источника............................................................................................................ 105

в. Привлекательность источника................................................................................................. 109

в. Ограничения влияния факторов, связанных с источником.............................................................. 111

г. Факторы источника на различных этапах процесса изменения........................................................ 112

B. Сообщение.............................................................................................................................. 114

а. Форма сообщения................................................................................................................ 114

б. Содержание сообщения........................................................................................................ 116

в. Факторы сообщения на этапах процесса изменения..................................................................... 124

Г. Реципиент.................................................................................................................................. 126

а. Устойчивые состояния или диспозиции реципиента.................................................................... 126

б. Временные состояния и диспозиции реципиента......................................................................... 129

в. Особенности реципиента на этапах изменения мнения................................................................. 139

Д. Изменение установки — это реальность или иллюзия?........................................................................ 140

Е. Вместо заключения...................................................................................................................... 144

а. Факторы изменения установок................................................................................................ 144

б. Теории изменения установки.................................................................................................. 145

в. О природе аттитюдов............................................................................................................ 147

Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)... 150

A. Пределы конформности.............................................................................................................. 151

а. Внутренний или внешний характер явления............................................................................... 151

б. Против всякой очевидности.................................................................................................... 153

в. Вызывать недовольство или потворствовать............................................................................... 156

Б. Лояльность (потворство) и инновация.............................................................................................. 157

а. Вторичные эффекты влияния меньшинства................................................................................ 157

б. Влияние большинства и влияние меньшинства........................................................................... 160

B. Конверсия: скрытое влияние и косвенное влияние.......................................................................... 161

а. Эффект последействия, вызываемый влиянием меньшинства.......................................................... 161

б. Подтверждение.................................................................................................................. 164

Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна... 166

а. Боязнь оказаться не таким, как все.............................................................................................. 166

б. Снятие сопротивления идентификации с меньшинством:

сенсорная депривация....................................................................................................... '. 168

в. Близость меньшинства........................................................................................................... 170

г. Задержанное влияние (влияние замедленного действия)............................................................... 172

Д. Эпилог.................................................................................................................................. 176


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: