Оглавление
ББК 88.5 УДК 316.5 С69
С69 Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-94723-126-3
Серж Московичи — сторонник интеграционного подхода в психологии. Именно поэтому в данном издании им собраны статьи исследователей из разных стран, посвященные проблемам социальной психологии. Разнообразие представленных точек зрения позволяет выделить для обсуждения темы, актуальные сегодня (конформизм, влияние культуры, общества на поведение и установки человека и др.). и дает читателю возможность сформировать собственный взгляд на решение многих проблем.
Книга адресована психологам, студентам, обучающимся по специальности «Психология», а также всем, кто интересуется вопросами социальной психологии.
ББК 88.5 УДК 316.5
Права на издание получены по соглашению с Presses Universitaires de France.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
|
|
© Presses Universitaires de France, 1984
ISBN 2 13 049623 7 (франц.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
ISBN 5-94723-126-3 © Издание на русском языке, оформление ООО «Питер Пресс», 2007
Предисловие......................................................................................................................................... 13
Введение. Область социальной психологии.............................................................................................. 18
A. Что такое социальная психология?.................................................................................................. 18
Б. Социально-психологический подход............................................................................................... 20
B. Различные интересующие нас теории............................................................................................ 26
Г. Методы проверки теорий и наблюдения над фактами действительности
............................................................................................................................................... 29
Д. План предлагаемого учебника......................................................................................................... 34
Часть I. Влияние и изменение установок
Глава 1. Конформизм и подчинение............................................................................................... 38
Социальное влияние: общий обзор...................................................................................................... 38
Конформизм......................................................................................................................... 38
Подчинение.............................................................................................................................. 39
Сходства и различия.................................................................................................................... 39
A. Конформизм............................................................................................................................ 40
Первые исследования конформизма................................................................................................ 41
Информационное и нормативное влияние....................................................................................... 43
|
|
Информационное влияние............................................................................................................ 43
Нормативное влияние................................................................................................................ 44
Нормативно-информационное влияние и социальная поддержка.......................................................... 45
Другие точки зрения на влияние большинства................................................................................... 47
Точка зрения конфликта.............................................................................................................. 47
Точка зрения когнитивного процесса.............................................................................................. 48
Точка зрения социальной категоризации.......................................................................................... 49
Роль индивидуальных различий..................................................................................................... 49
Б. Подчинение................................................................................................................................. 52
Исследования Милгрэма.................................................................................................... >.... 52
Пространственная близость жертвы................................................................................................ 53
Источник власти авторитета........................................................................................................ 53
Влияние группы........................................................................................................................ 54
Дальнейшие исследования подчинения.......................................................................................... 54
Объяснения подчинения............................................................................................................ 56
B. Конформизм и подчинение — это хорошо или плохо?........................................................ 58
1лава 2. Инновация и влияние меньшинства................................................................................ 61
A. Введение.................................................................................................................................... 61
Б. Отличительные черты инновации...................................................................................................... 65
B. Инновация и порождение конфликтов............................................................................................. 69
Г. Стили поведения меньшинства........................................................................................................ 74
Д. Что способствует и что мешает влиянию меньшинства?....................................................................... 80
К. Влияние меньшинства и социальные нормы........................................................................................ 90
6 Оглавление
Оглавление 7
Ж. Заключение............................................................................................................................. 96
Глава 3. Изменение установок............................................................................................................... 100
A. Введение.................................................................................................................................. 100
а. Проблема природы социальных установок................................................................................ 101
б. Факторы, способствующие изменению социальных установок....................................................... 102
Б. Источник............................................................................................................................... 104
а. Надежность источника............................................................................................................ 105
в. Привлекательность источника................................................................................................. 109
в. Ограничения влияния факторов, связанных с источником.............................................................. 111
г. Факторы источника на различных этапах процесса изменения........................................................ 112
B. Сообщение.............................................................................................................................. 114
а. Форма сообщения................................................................................................................ 114
б. Содержание сообщения........................................................................................................ 116
в. Факторы сообщения на этапах процесса изменения..................................................................... 124
Г. Реципиент.................................................................................................................................. 126
а. Устойчивые состояния или диспозиции реципиента.................................................................... 126
б. Временные состояния и диспозиции реципиента......................................................................... 129
в. Особенности реципиента на этапах изменения мнения................................................................. 139
|
|
Д. Изменение установки — это реальность или иллюзия?........................................................................ 140
Е. Вместо заключения...................................................................................................................... 144
а. Факторы изменения установок................................................................................................ 144
б. Теории изменения установки.................................................................................................. 145
в. О природе аттитюдов............................................................................................................ 147
Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)... 150
A. Пределы конформности.............................................................................................................. 151
а. Внутренний или внешний характер явления............................................................................... 151
б. Против всякой очевидности.................................................................................................... 153
в. Вызывать недовольство или потворствовать............................................................................... 156
Б. Лояльность (потворство) и инновация.............................................................................................. 157
а. Вторичные эффекты влияния меньшинства................................................................................ 157
б. Влияние большинства и влияние меньшинства........................................................................... 160
B. Конверсия: скрытое влияние и косвенное влияние.......................................................................... 161
а. Эффект последействия, вызываемый влиянием меньшинства.......................................................... 161
б. Подтверждение.................................................................................................................. 164
Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна... 166
а. Боязнь оказаться не таким, как все.............................................................................................. 166
б. Снятие сопротивления идентификации с меньшинством:
сенсорная депривация....................................................................................................... '. 168
в. Близость меньшинства........................................................................................................... 170
г. Задержанное влияние (влияние замедленного действия)............................................................... 172
Д. Эпилог.................................................................................................................................. 176
|
|