А. Внутренний или внешний характер явления

Конформность можно было бы определить как «изменение поведения или мне­нии человека под действием реального или воображаемого давления, исходящего °т одного человека или от группы людей» (Aronson, 1972). Однако конформность — Не монолитное поведение. Она изменяется в зависимости от убеждения, которое его подразумевает, и может принимать различные формы. Введенное Кельманом (Kelman, 1961) разграничение особенно убедительно. Оно позволяет различать три вида конформности: интериоризацию, идентификацию и подражание.


152 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)


А. Пределы конформности 1 53



Интериоризация — это самая постоянная и наиболее укоренившаяся реакция на соци­альное влияние. Это одновременно и самая устойчивая, и самая тонкая форма кон­формности: принимаемые испытуемым ценности и поступки настолько становятся его собственными, что он уже не может осознать, что был объектом влияния. Такая ин­териоризация придает большую устойчивость воспринятой системе ценностей или поведению, большую сопротивляемость к изменению. Усваивая ценности и поведение «другого», индивиды или группы обретают уверенность в том, что стали ближе к физи­ческой или социальной истине.

Идентификация вызывает больше сомнений в своей устойчивости. Это такая реак­ция на социальное влияние, при которой индивид прежде всего хочет быть похожим на того, кто на него влияет. Удовлетворение приносит не само поведение, являющееся ре­зультатом влияния. Это поведение дает возможность такого определения самого себя, которое предполагает удовлетворяющие отношения с людьми, с которыми индивид се­бя идентифицирует. Здесь речь идет о том, чтобы усвоить поведение, установки, мне­ния тех, кого любишь, на кого хочешь быть похожим. Например, ребенок будет про­сить, чтобы его учили играть на рояле не потому, что ему нравится этот инструмент сам по себе, а потому, что друг семьи, которого-он особенно уважает, очень любит музыку и виртуозно играет на рояле. Идентификация — важная движущая сила. Фрейд придает ей большое значение как в аффективной жизни, так и в жизни в обществе. Это, кроме того, одна из основ любой педагогики.

Подражание заключается в публичном признании поведения или системы ценно­стей при отсутствии присоединения, согласия в частной жизни. Индивиды или группы по внешней видимости подчиняются, чтобы избежать неприятностей, таких как утрата престижа, отвержение, репрессии. Но при этом собственные убеждения индивида со­храняются. Как только обстоятельства перестают оказывать давление, его поведение изменяется. Если ребенок мил со своим младшим братом, чтобы получить конфеты, он вовсе не обязательно станет любезным и приветливым, но он усвоит, что хорошее пове­дение — неплохой способ получить конфеты.

Подражание — еще одна форма конформности, но вместе с тем это и форма со­противления влиянию. Однако его действие ограничено: оно скрывает внутрен­нее сопротивление, которое часто вообще не доходит до открытого проявления. Это своеобразная маленькая сила слабых людей. Но если имеются слабые, то по­тому что потворство — реакция на власть, реальную или воображаемую, символи­ческую. По мнению Фестингера (Festinger, 1953), два условия необходимы для реализации этого типа влияния: наличие принуждения, не позволяющего избе­жать данной ситуации, и угроза санкций в случае отказа от содействия.

Хотя классификация эффектов влияния, предложенная Кельманом, очень по­лезна, она, однако, несовершенна. Три категории влияния не являются ни исчер­пывающими, ни единственно возможными. Все же классификация Кельмана имеет ту заслугу, что подчеркивает глубину влияния и его неоднозначность. Но именно неоднозначность и сложность различных аспектов влияния "нас здесь и интересу­ет. На первый взгляд интериоризация кажется понятным процессом: человек из­меняет мнение, чтобы приблизиться к истине. Но о какой истине идет речь? Если, как это имеет место в жизни в обществе, речь идет о социальной истине, основан­ной на одобрении большинства, то встает вопрос: если бы большинство сошлось на неверных позициях, смог бы каждый присоединиться сознательно и открыто к неверным убеждениям? Невозможно дать оптимистический ответ на этот во­прос, сказав, что истина всегда одерживает верх над заблуждением. Повседнев­ные наблюдения, а также исторические факты доказывают нам, что индивиде или группы могут находить удовольствие в коллективном заблуждении. Имени0


эти вопросы позволили социальным психологам понять размах явлений кон­формности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: