Удостоверимся, что полученные Ашем результаты действительно свидетельствуют о соглашательском поведении, «потворстве». Беседы после эксперимента дают нам ценные сведения в этом смысле. Они не дают окончательных доказательств, как это могла бы сделать новая экспериментальная манипуляция. В таком случае предположим, что мы повторяем эксперимент Аша, но, вместо того чтобы требовать от испытуемых ответа в присутствии остальных членов группы, мы дали бы им возможность отвечать наедине. Если бы оценки с глазу на глаз совпали с оценками, которые испытуемые высказали при всех, мы могли бы утверждать что ошибочные ответы ассистентов их действительно убедили. Если же, напротив, испытуемые приняли неверные ответы остальных, чтобы сохранить хорошее отношение группы, не вступать с ней в конфликт, тогда они в меньшей степени примут оценки других, давая свои оценки наедине. Дойч и Джерард (Deutsch, Gerard, 1955) осуществили сопоставление этих двух ситуаций — публичные ответы и ответы в частной обстановке, — использовав данные эксперимента Аша. Ответы других членов группы передавались испытуемым с помощью световых сигналов на пульте управления, они были аналогичны ответам ассистентов, которые давались публично в экспериментах Аша. Кроме того, испытуемые знали, что их ответ не станет известен остальным. В этих условиях конформность существенно снижается. Знание ответов большинства здесь практически не оказывает никакого влияния на собственные оценки испытуемых.
Хотя конформность — важная движущая сила в жизни общества, тем не менее результаты, которые получили Дойч и Джерард (Deutsch, Gerard, 1955), демонстрируют ее границы. Конформность часто оказывается внешним проявлением любезности и легко может быть изменена, если только все условия для этого изменения будут налицо. Общественная жизнь часто протекает так, как это показано в знаменитой сказке Андерсена «Новое платье короля». Вспомните: торговцы, у которых знание психологии индивидов, несомненно, равно знаниям самых лучшИ* специалистов, предлагают императору чудесные ткани, увидеть которые могут только самые умные люди страны. Осторожный монарх сначала посылает ov&'i
нить качество этих тканей своих самых мудрых министров. К своей великой досаде, министры ничего не видят, поскольку этих тканей не существует, а существует только способ разбогатеть, обманывая всех, начиная с министров, которые находят, что ткани великолепны. Император поступает так же, как они: он не хочет прослыть тем, кем он является на самом деле, т. е. глупцом. Вслед за ним все восхищаются столь великолепными тканями, из которых будут сшиты столь роскошные одежды, достойные такого императора.
Великий день наступает. Император выходит в своем новом прекрасном платье. Весь город восторженно приветствует своего господина, восхищаясь его великолепием. Не могут же все эти люди ошибаться одновременно, значит, эти одежды существуют, а те, кто их не видит, не хотят этого выдать.
И вдруг раздается детский голосок, — голос меньшинства, — прерывающий хор льстивых похвал. «Но император совсем голый», — говорит ребенок. Как ни слаб этот голос, он наконец выражает то, что все думают в душе, но подавляют свои мысли. Детский голосок дает новое восприятие действительности, свободное от условностей, свободное от подчинения. Голос услышан, и сначала все шепчут, затем громко кричат. Весь народ насмехается над тем, как обманули императора, двор, власть — власть осмеянную, слабую, которая, чтобы спасти видимость, до конца будет притворяться, что верит. Она не изменит свое мнение.
В перипетиях сказки — сжатое изложение процесса влияния. Первый эффект — влияние большинства, эффект конформности. Это одновременно и самое массовое, и самое рельефное явление жизни в обществе. По-видимому, именно по этой причине оно долго оставалось единственным предметом внимания теоретиков влияния (Montmollin, 1977). Более того, конформность казалась им столь массовой и исключительно эффективной, что они не заметили, до какой степени главной и крайней ее формой является подражание. Это та грань, за которой влиянию грозила опасность стать расплывчатым, колеблющимся, хрупким. Второй эффект — влияние меньшинства, менее очевидный и потому менее доступный изучению, долго оставался скрытым и лишь недавно получил подлинный статус в теории (Moscovici, 1979).
Вот уже более десяти лет, как исследователи поняли, что нельзя больше ограничивать понимание процессов социального влияния одним только эффектом конформности. Социальное влияние изменяется как в отношении формы, так и в отношении своего эффекта. Оно может исходить и от большинства, и от меньшинства, оно может быть осознанным и неосознанным, прямым (непосредственным) и отсроченным, временным и длительным, — и это лишь основные оси его характеристики. Фактически следует говорить не о влиянии, а о влияниях. Таким образом, мы открываем новую возможность исследования — возможность разграничения условий действия и уровней различных типов влияния.