В своей книге, ставшей теперь знаменитой, Ирвинг Джейнис (Janis, 1972) рассматривает, как принимали решения комитеты правительства США, причем в драматических ситуациях: в начале Второй мировой войны при нападении Японии во время войны в Корее, при подготовке нападения на Кубу и т. д. Напомним вкратце решения, принятые правительством в каждом из этих исторических обстоятельств. Затем мы вместе с Джейнисом резюмируем основные причины, по которым эти коллективные решения окончились неудачей.
Рано утром 7 декабря 1941 г. большая часть американского флота, базировавшаяся в Пёрл-Харборе, была уничтожена японской авиацией. Американские военные власти считали, что по техническим и стратегическим причинам в Пёрл-Харборе флот хорошо защищен от такого нападения. Одним из оснований для такого убеждения было то, что в случае необходимости вражеские самолеты будут обнаружены достаточно рано, чтобы можно было сорвать их намерения. Исторические исследования доказали, что специальные службы действительно обнаружили в соответствующей зоне вражеские подводные лодки и неопознанные самолеты. Эти указания были получены вовремя и давали возможность объявить состояние максимальной тревоги, но в главном штабе ими просто пренебрегли, настолько сильна была уверенность военного командования в неуязвимости американского флота в этом порту Тихого океана.
|
|
Осенью 1950 г., когда войска генерала Макартура перешли через 38-ю параллель, разделявшую Южную и Северную Корею, комитет, объединявший самые высокие политические и военные инстанции США, предварительно санкционировал эту инициативу, которая имела целью подчинить северо-корейский режим контролю проамериканского правительства Южной Кореи. Но 28 ноября того же года китайские войска предприняли массированную атаку. Они изменили военную ситуацию и угрожали вытеснить войска США из всей Кореи вообще. Американские руководители явно недооценили возможность военного вмешательства Китая.
Через два дня после своего водворения в Белом доме, в январе 1961 г., президент Джон Кеннеди узнал, что в период правления его предшественника секретные службы США подготовили планы вторжения на Кубу, а также набрали и обучили для этой цели бригаду кубинских эмигрантов. Бригада из 1400 человек с американской материально-технической помощью 17 апреля 1961 г. действительно вошла в залив Свиней и высадилась на кубинском берегу. Это был полный провал. Уже на третий день вся бригада была выведена из строя. Совершенно очевидно, что руководители правительства, собравшиеся на заседании комитета, недооценили способность кубинской армии дать отпор и переоценили перспективу благоприятной встречи захватчиков со стороны противников режима Фиделя
|
|
Кастро. Комитет из 12 экспертов допустил еще много других ошибок, например не оставив захватчикам возможности для отступления, а также не предусмотрев враждебную реакцию мирового общественного мнения.
Итак, вот пример трех коллективных решений, явно приведших к неудачам. Почему? Джейнис объясняет это коллективным характером принятия решений. Среди прочих он выделяет следующие причины:
1) безоговорочное доверие морали группы, которое побуждает ее членов не учитывать моральные и этические последствия принимаемых решений;
2) прямое давление на всякого члена группы, приводящего убедительные аргументы против стереотипов, иллюзий или обязательств группы, — давление с целью дать понять, что такое диссидентство противоположно тому, чего ожидают от всех лояльных членов группы;
3) самоцензура тех, кто отклоняется от явного консенсуса в группе;
4) разделяемая всеми иллюзия относительно согласованного единодушия по отношению к суждениям большинства; эта иллюзия вызывается частично самоцензурой отклоняющихся и укрепляется из-за ошибочного предположения, что тот, кто молчит, соглашается.
Все эти доводы показывают, что поведение членов этих комитетов было направлено на защиту группы от опасности раскола. Каждый старался сохранить единство и сплоченность, избегая всякого конфликта, который мог бы нанести им вред. Но зато это избегание конфликтов снижает качество принятия решений. Мы не думаем, что этот аспект работы в комитетах является отличительной особенностью одних лишь Соединенных Штатов или правительственных инстанций. Вероятно, это явление более общего характера. Впрочем, несмотря на то что эти результаты хорошо известны в США, там, по-видимому, механизмы принятия решений не изменились. В недавнем очерке, озаглавленном «Как Рейган принимает решения», еженедельник Newsweek показывает, что нынешний президент требует такого же единогласия, того же избегания конфликтов и такого же устранения девиантных мнений, как и его предшественники. «Цена, которую приходится платить за упорное стремление к консенсусу, — это, разумеется тот факт, что когда проблема доходит до Рейгана, чаще всего конфликты либо уже заранее подавлены, либо по крайней мере замазаны, и он не слышит сильных аргументов с той или другой стороны» {Newsweek, 1981, 13 decembre, p. 10). Он слышит только те аргументы, которые он готов выслушать. Вмешательство власти (авторитета) и иерархии, существующих в большинстве групп, приводят к аналогичным результатам. Группы стремятся принять то решение, которого от них ждут, чтобы уменьшить риск столкновения с властью, от которой они зависят.