А. Введение а. Инсценировка проблемы

Акт 1. Четверг, 20 часов, вся компания в сборе, и, чтобы сесть за стол, не хватает только Мариетты. Все знакомы еще со школьных лет и очень рады встречам, которые удается организовать время от времени. Звонок в дверь. Это Мариетта. Она опоздала. К сча­стью, ее друг согласился привезти ее на своей машине. Мариетта представляет его со­бравшимся: «Люсьен». Молодой человек чувствует себя неловко перед лицом такой дружной компании. Все занимаются своими делами. Мариетта исчезла в дверях кухни, оставив его одного. Он переминается с ноги на ногу. Делает вид, что интересуется пла­стинкой. Люсьен всегда стесняется в подобных ситуациях, краснеет и т. д.

«Оставайся, поужинаешь с нами!» — Люсьен: «Нет-нет, я уже кое-что запланиро­вал, меня ждут... Ну ладно, рюмочку я выпью. Пять минут еще побуду с вами, но не больше». Лед сломан, завязывается оживленная беседа о предстоящих выборах. Люсь-

Лаватер (Lavater, Johann Caspar) — швейцарский философ, богослов-протестант 2-й половины XVIII в. (1741-1801), автор теории физиогномики (истолкование черт лица человека с целью вы­явить его личностные характеристики).


ен в курсе и высказывается очень толково. Он очень язвительно критикует одного из кандидатов.

«Ну ладно, теперь я пошел». Пожав руку нескольким гостям и перевернув тарелку с печеньем, он уходит. После его ухода разговор оживленно продолжается: «Занятный парень, этот новый приятель Мариетты». Все единодушно находят его робким, стесни­тельным, немного не в себе, но умным, язвительным и не без чувства юмора.

Поль, студент-психолог, никогда не расстается с книгами Фрейда или Лакана. Он выносит приговор: «Совершенно закомплексованный парень. У него, видимо, огромное Сверх-Я — с целую гору».

Акт 2. Там временем Люсьен гуляет по бульвару, не зная, что ему делать вечером. Он уже жалеет, что отказался от приглашения.

«Ну ладно, пойду в кино». Смущенный, извиняясь за беспокойство, он садится на свое место. На экране мультфильм. Розовая пантера подходит к палисаднику. Несколь­ко штрихов художника, несколько движений — и все смеются, понимая, что будет даль­ше. Розовая пантера Пинки всем хорошо знакома. С отсутствующим и растерянным видом, разочарованная, но хитрая, она быстро находит выход из трудностей, которые ее донимают. При этом она скрывает свою испорченность, притворяясь недотрогой. Акт 3. В пятницу утром Мариетта, усталая после вечеринки, на которой она была в чет­верг, ведет своих учеников в Лувр на экскурсию. В программе выставка рисунков Леб-рена, знаменитого художника Людовика XIV.

Рис. 10.1

Мариетта объясняет: «Лебрен был одним из первых физиономистов. Он пытался создать типологическую систему с целью вычисления соотношения между качествами личности и ее внешним видом. Он показал, что существуют типы людей, в основе кото­рых лежит сходство между геометрической структурой человеческого лица и морфоло-


292 Глава 10. Эпистемология здравого смысла


А. Введение 293



гией некоторых видов животных. Он оказал большое влияние на Лафонтена». Дети смеются. Они знают басни Лафонтена. Они находят, что вот это лицо имеет львиные черты, свидетельствующие, конечно, о сильной воле и жажде власти. А вот это лицо имеющее бычьи черты, говорит о том, что от этого человека нельзя ожидать способно­сти быстро принимать решения и живости ума. Не очень-то опасен такой невозмути­мый человек.

Акт 4. Пятница, 14 часов. Люсьен приходит на собеседование в кабинет по подбору кад­ров. Он ищет подработку на половину рабочего дня, чтобы иметь возможность оплачи­вать учебу. Он откликнулся на предложение работы продавца. Выполнив несколько тестов, он ждет, когда его примет господин Шасстет. Тот знакомится с результатами теста 16 PF. «Хм, хм, — говорит он, поправляя галстук. — Вы продемонстрировали: зна­чительную шизотимию, недостаточную аффектотимию, большую степень интроверт-ности... некоторое энергетическое напряжение, эмоциональную возбудимость, но зато у вас хорошие оценки по факторам hairia, ataxia, praxernia... Послушайте, молодой чело­век, ваша личность совершенно не отвечает профилю продавца, но мы ищем помощни­ка бухгалтера, и вы очень подойдете для этой работы».

Люсьен очень рад, что нашел работу. Он спешит, чтобы не опоздать на прием в Уни­верситетском бюро психологической помощи.

Акт 5. Пятница, 17 часов. Люсьен уже некоторое время консультируется у психотера­певта Внимательной.

— Я всегда чувствую смущение, когда передо мной незнакомая аудитория. Я чувст­
вую себя неловким и нелепым.

-Да...

— Меня парализует робость. Я все еще не могу решиться объясниться с Мариеттой, боюсь неудачи, делаю вид, что я всего лишь хороший приятель.

— Да, вы не уверены в себе.

— Вчера вечерам, например, я бы очень хотел остаться с ними... Но нет, панический страх заставил меня уйти.

Психотерапевт Внимательная очень хорошо знакома со случаем Люсьена благодаря тестам Роршаха и ТАТ: тип интроверта, с глубоким личностным реагированием. Отве­ты «К» гораздо лучше, чем ответы «С». Завтра на итоговом собрании своей группы она предложит, чтобы Люсьен прошел курс ассертивной терапии.

Мы познакомились с несколькими социальными действующими лицами, ко­торые в своей повседневной или профессиональной деятельности после опреде­ленного, иногда весьма ограниченного, взаимодействия получили впечатление, познакомились с другими людьми. Изучение феноменов такого типа в настоящее время очень развито в социальной психологии. Вопросы, которые они позволяют поставить, во многих отношениях имеют решающее значение.

• Поскольку они относятся к сфере восприятия «другого», эти исследования могли бы ограничиться изучением процессов такого типа как таковых. Но очень скоро стало ясно, что если не считать, что человек всего лишь объект восприятия, такой же как мебель или перспектива, то сама природа объекта (индивиды или люди в определенной социальной ситуации) может стать торной дорогой, ведущей к лучшему пониманию установления и функцио­нирования межличностных отношений, а также взаимосвязи социальной структуры, поведения и переживаний индивидов.

• После того как основное внимание исследователей было сосредоточено на эмоциональном, аффективном характере наших отношений, в результате чего этому типу переменных придавалось слишком большое значение при


, объяснении наших суждений, теперь авторы исследований в первую оче­редь рассматривают условия когнитивного функционирования, которое, ; управляет нашим восприятием. Что касается соотношения индивидуаль-f-v ного и социального аспектов, мы увидим, что различные теоретические ре-( шения процесса восприятия «другого» могут привести к концепциям фун­даментально различным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: