Приписываемыми характеристиками

Часть результатов одного очень давнего исследования, проведенного Брунсвиког (Brunswik) в Германии до Второй мировой войны, позволит нам познакомитьс. с экспериментальным подходом к социальной перцепции.

Этот автор провел исследование, имевшее целью выявить тип признаков лиц* позволяющих получить впечатление от представляемого ими человека. Исполь зование очень схематичных рисунков позволило ему систематически изменят некоторое число морфологических характеристик лица (длину носа, разрез гла; относительную высоту расположения рта). Эта процедура дала ему возможност показать, что, глядя на данное лицо, испытуемые составляли себе одинаковое впе чатление и что это впечатление определялось сочетанием различных характери стик, которыми манипулировали при составлении рисунков. Отмеченный кон сенсус можно было, следовательно, объяснить тем, что испытуемые использовал: одни и те же правила выведения умозаключения (низкий лоб соответствует огра ниченности человека и т. д.).

В другом эксперименте, более близком к реальным условиям создания впечат ления, Брунсвик показал студентам-психологам 46 фотографий солдат. Единооб разие окружающей среды позволило устранить мешающие переменные, к коте рым относятся такие признаки, как одежда, длина волос и т. д. Студенты должш были высказать свои впечатления от каждой фотографии, ставя две оценки: ол ну — по шкале приветливости и другую — по шкале интеллекта. Брунсвик измерш кроме того, психологические характеристики солдат, благодаря чему получил п две «объективные» оценки для каждой фотографии: одну оценку интеллекта, сде данную с помощью классического теста, и одну оценку приветливости после ее циометрической оценки товарищами, служившими в том же полку и давно знаг шими этих солдат.

Систематическое использование коэффициентов корреляции позволили Брун свику прийти к сходным результатам: для каждой данной фотографии и для каж Дого данного качества выявился весьма значительный консенсус между испыт> емыми. Была вычислена также корреляция между различными переменным! Полученные результаты дали возможность составить схему (рис. 10.2).

При изучении схемы выявляется четкая корреляция между приписываемы] Уровнем интеллекта и приписываемой степенью приветливости. Эти два качеств


296 Глава 10. Эпистемология здравого смысла


Б. От эффекта ореола (галоэффекта) — к понятию имплицитной теории личности 297



оказываются связанными друг с другом в создаваемом ими впечатлении. По-ви­димому, все происходит так, как если бы испытуемые считали, что один и тот ясе человек не может быть умным и антипатичным, и наоборот. В то время это систе­матическое соотношение истолковывалось как проявление галоэффекта, вслед­ствие которого положительный или отрицательный характер качества обобщает­ся и переносится на другие атрибуции.

Рассмотрение величины других коэффициентов позволяет понять, что, с од­ной стороны, существует консенсус, который не может основываться на «реаль­ности» воспринимаемых людей, поскольку не существует никакой значимой кор­реляции между субъективными оценками и объективными измерениями качеств а с другой стороны, потому что галоэффект не обнаруживается у людей, явивших­ся объектом восприятия. Различные результаты такого типа побудили Ньюкома (Newcomb, 1931) усмотреть в этом соотношении проявление своего рода логиче­ской ошибки. Этот эксперимент, несмотря на свою простоту и искусственность, позволяет выделить основные проблемы, с которыми впоследствии столкнулись исследователи, работающие в этой области: 1) испытуемые действительно функ­ционировали как наивные морфопсихологи, используя одни и те же правила умо­заключения; 2) эти правила явно не могли быть усвоены из их практики общения с другими людьми в связи с их социальным опытом; 3) все они используют также одни и те же правила приведения в соответствие при структурировании впечатле­ний. Какова же природа этих правил и откуда они берутся?

Мы решили подойти к этому процессу с помощью примера, касающегося толь­ко двух качеств и очень частного типа признаков. Само собой разумеется, что обычно в процессе участвует значительно большее число признаков, качеств и воз­можностей отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: