Часть результатов одного очень давнего исследования, проведенного Брунсвиког (Brunswik) в Германии до Второй мировой войны, позволит нам познакомитьс. с экспериментальным подходом к социальной перцепции.
Этот автор провел исследование, имевшее целью выявить тип признаков лиц* позволяющих получить впечатление от представляемого ими человека. Исполь зование очень схематичных рисунков позволило ему систематически изменят некоторое число морфологических характеристик лица (длину носа, разрез гла; относительную высоту расположения рта). Эта процедура дала ему возможност показать, что, глядя на данное лицо, испытуемые составляли себе одинаковое впе чатление и что это впечатление определялось сочетанием различных характери стик, которыми манипулировали при составлении рисунков. Отмеченный кон сенсус можно было, следовательно, объяснить тем, что испытуемые использовал: одни и те же правила выведения умозаключения (низкий лоб соответствует огра ниченности человека и т. д.).
|
|
В другом эксперименте, более близком к реальным условиям создания впечат ления, Брунсвик показал студентам-психологам 46 фотографий солдат. Единооб разие окружающей среды позволило устранить мешающие переменные, к коте рым относятся такие признаки, как одежда, длина волос и т. д. Студенты должш были высказать свои впечатления от каждой фотографии, ставя две оценки: ол ну — по шкале приветливости и другую — по шкале интеллекта. Брунсвик измерш кроме того, психологические характеристики солдат, благодаря чему получил п две «объективные» оценки для каждой фотографии: одну оценку интеллекта, сде данную с помощью классического теста, и одну оценку приветливости после ее циометрической оценки товарищами, служившими в том же полку и давно знаг шими этих солдат.
Систематическое использование коэффициентов корреляции позволили Брун свику прийти к сходным результатам: для каждой данной фотографии и для каж Дого данного качества выявился весьма значительный консенсус между испыт> емыми. Была вычислена также корреляция между различными переменным! Полученные результаты дали возможность составить схему (рис. 10.2).
При изучении схемы выявляется четкая корреляция между приписываемы] Уровнем интеллекта и приписываемой степенью приветливости. Эти два качеств
296 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Б. От эффекта ореола (галоэффекта) — к понятию имплицитной теории личности 297
оказываются связанными друг с другом в создаваемом ими впечатлении. По-видимому, все происходит так, как если бы испытуемые считали, что один и тот ясе человек не может быть умным и антипатичным, и наоборот. В то время это систематическое соотношение истолковывалось как проявление галоэффекта, вследствие которого положительный или отрицательный характер качества обобщается и переносится на другие атрибуции.
|
|
Рассмотрение величины других коэффициентов позволяет понять, что, с одной стороны, существует консенсус, который не может основываться на «реальности» воспринимаемых людей, поскольку не существует никакой значимой корреляции между субъективными оценками и объективными измерениями качеств а с другой стороны, потому что галоэффект не обнаруживается у людей, явившихся объектом восприятия. Различные результаты такого типа побудили Ньюкома (Newcomb, 1931) усмотреть в этом соотношении проявление своего рода логической ошибки. Этот эксперимент, несмотря на свою простоту и искусственность, позволяет выделить основные проблемы, с которыми впоследствии столкнулись исследователи, работающие в этой области: 1) испытуемые действительно функционировали как наивные морфопсихологи, используя одни и те же правила умозаключения; 2) эти правила явно не могли быть усвоены из их практики общения с другими людьми в связи с их социальным опытом; 3) все они используют также одни и те же правила приведения в соответствие при структурировании впечатлений. Какова же природа этих правил и откуда они берутся?
Мы решили подойти к этому процессу с помощью примера, касающегося только двух качеств и очень частного типа признаков. Само собой разумеется, что обычно в процессе участвует значительно большее число признаков, качеств и возможностей отношений.