Д. Физиономия, религия и иконография

В начале этой главы мы познакомились с предпринятой Лебреном попыткой со­здать универсальную морфотипологию. Его классификация также опиралась на три основных типа, которые, по его мнению, определяются расположением и фор­мой глаз (рис. 10.8).

Тип I Тип II Тип III

Рис. 10.8

Тип II характерен для человека разумного, спокойного, невозмутимого, конт­ролирующего свои страсти. Тип I характерен для гениев, руководимых благород­ными творческими побуждениями. Разрез глаз, направленный вверх, характе­ризует, по мнению Лебрена, человека, стремящегося к Богу, славе и бессмертию. Тип III с глазами, опущенными в знак стыда или страха перед светом, который об­наружил бы его «черные инстинкты», присущ мужчине, находящемуся во власти «низких страстей». Оценить эти лица мы попросили студентов-психологов. По­рченный результат не имеет ничего общего с предсказаниями Лебрена. Значит, Теория Лебрена ошибочна? Разумеется. Но она, несомненно, «верна» и эффек­тивна в рамках идеологии своего времени.

Сравнение типа I и религиозной иконографии в стиле росписей церкви Сен-^Юльпис1 скажет нам больше, чем долгие рассуждения об отношении между

Церковь Сен-Сюльпис в Париже, известная росписями знаменитого художника Делакруа (Dela­croix, Eugene 1798-1863).


318 Глава Ю. Эпистемология здравого смысла



Рис. 10.9


имплицитной теорией личности и функционирова­нием социальной группы (рис. 10.9).

Клер Бретешер (Claire Bretecher) в своем недавнем мультфильме о святой Терезе Авильской воспользо­валась другими графическими средствами, чтобы дать представление об этой святой и о ее мистических опы­тах. Чтобы понять и оценить юмор этого мультфиль­ма, читатель явно должен иметь-совершенно другую модель личности, чем та, которую разработал Лебрен Возвышенные порывы души святой не выдерживают «дикого психоанализа», входящего в имплицитные теории социальной среды читателей газеты Nouvel Observateur.


ГЛАВА 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: