В начале этой главы мы познакомились с предпринятой Лебреном попыткой создать универсальную морфотипологию. Его классификация также опиралась на три основных типа, которые, по его мнению, определяются расположением и формой глаз (рис. 10.8).
Тип I Тип II Тип III
Рис. 10.8
Тип II характерен для человека разумного, спокойного, невозмутимого, контролирующего свои страсти. Тип I характерен для гениев, руководимых благородными творческими побуждениями. Разрез глаз, направленный вверх, характеризует, по мнению Лебрена, человека, стремящегося к Богу, славе и бессмертию. Тип III с глазами, опущенными в знак стыда или страха перед светом, который обнаружил бы его «черные инстинкты», присущ мужчине, находящемуся во власти «низких страстей». Оценить эти лица мы попросили студентов-психологов. Порченный результат не имеет ничего общего с предсказаниями Лебрена. Значит, Теория Лебрена ошибочна? Разумеется. Но она, несомненно, «верна» и эффективна в рамках идеологии своего времени.
|
|
Сравнение типа I и религиозной иконографии в стиле росписей церкви Сен-^Юльпис1 скажет нам больше, чем долгие рассуждения об отношении между
Церковь Сен-Сюльпис в Париже, известная росписями знаменитого художника Делакруа (Delacroix, Eugene 1798-1863).
318 Глава Ю. Эпистемология здравого смысла
Рис. 10.9
имплицитной теорией личности и функционированием социальной группы (рис. 10.9).
Клер Бретешер (Claire Bretecher) в своем недавнем мультфильме о святой Терезе Авильской воспользовалась другими графическими средствами, чтобы дать представление об этой святой и о ее мистических опытах. Чтобы понять и оценить юмор этого мультфильма, читатель явно должен иметь-совершенно другую модель личности, чем та, которую разработал Лебрен Возвышенные порывы души святой не выдерживают «дикого психоанализа», входящего в имплицитные теории социальной среды читателей газеты Nouvel Observateur.
ГЛАВА 11