Мы начали эту главу и закончим ее иллюстрацией из знаменитого, написанного в конце XVIII в. произведения «Опыт о физиогномике, предназначенный для того, чтобы познать человека и вызвать любовь к нему»1.
Анализ и комментарии, сделанные этим автором, другом Гете и человеком, связанным с «движением Просвещения», дают нам хорошее определение, разумеется имплицитное, тех процессов, которые мы изучали выше.
«Первое впечатление», «первый взгляд» позволяют отнести к определенной категории любого человека из нашего социального окружения. Если оно может оправдать свою сплоченность только необходимостью «знания другого и любви к нему», то на уровне своего конкретного функционирования оно характеризуется также производством и воспроизводством социальных отношений, которые, конечно, не имеют ничего общего с любовью к Другому. Обоснование (оправдание) этих отношений, места одних и других, межгрупповых отношений, должно, чтобы казаться естественным, учредить столько же очевидных истин, «оракулов чувства», регулирующих межличностные аффекты. Это «чувство» может быть настолько же делом общественной власти, как и личности.
Даже если бы никто не сказал нам, что это портрет
Иуды Искариота работы Гольбейиа, если бы мы никогда не видели ни одного похожего на него лица, первое
же чувство предупредило бы нас, во-первых, о том, что
от него нельзя ожидать ни великодушия, ни нежности,
пи благородства души Грязный еврей шокировал бы
нас даже тогда, когда мы не могли бы ни сравнить его с
кем-либо, ни дать ему имя. Все это — оракулы чувства
(Лаватер).
См. сноску в начале главы.