Ж. Заключение

Мы начали эту главу и закончим ее иллюстрацией из знаменитого, написанного в конце XVIII в. произведения «Опыт о физиогномике, предназначенный для того, чтобы познать человека и вызвать любовь к нему»1.

Анализ и комментарии, сделанные этим автором, другом Гете и человеком, связанным с «движением Просвещения», дают нам хорошее определение, разуме­ется имплицитное, тех процессов, которые мы изучали выше.

«Первое впечатление», «первый взгляд» позволяют отнести к определенной категории любого человека из нашего социального окружения. Если оно может оправдать свою сплоченность только необходимостью «знания другого и любви к нему», то на уровне своего конкретного функционирования оно характеризуется также производством и воспроизводством социальных отношений, которые, ко­нечно, не имеют ничего общего с любовью к Другому. Обоснование (оправдание) этих отношений, места одних и других, межгрупповых отношений, должно, что­бы казаться естественным, учредить столько же очевидных истин, «оракулов чув­ства», регулирующих межличностные аффекты. Это «чувство» может быть на­столько же делом общественной власти, как и личности.

Даже если бы никто не сказал нам, что это портрет

Иуды Искариота работы Гольбейиа, если бы мы нико­гда не видели ни одного похожего на него лица, первое

же чувство предупредило бы нас, во-первых, о том, что

от него нельзя ожидать ни великодушия, ни нежности,

пи благородства души Грязный еврей шокировал бы

нас даже тогда, когда мы не могли бы ни сравнить его с

кем-либо, ни дать ему имя. Все это — оракулы чувства

(Лаватер).

См. сноску в начале главы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: