Применение теории атрибуции

Именно в этой области исследования наиболее многочисленны. Они подкрепле­ны несколькими фундаментальными трудами (например, Spilka, Hood, Gorsuch, 1985). Существуют многочисленные анкеты с разнообразными переменными для выяснения, в какой мере испытуемые (в большинстве случаев американцы), ко­гда с ними что-то случается, приписывают Богу, а не другим причинам тот факт, что это случилось именно с ними. Разумеется, область корреляций бесконечно Разнообразна: корреляции с личностными характеристиками, с особым религиоз­ным или идеологическим выбором, с ситуациями, отмеченными какой-то особой необходимостью, стресс или копинг. Иногда эти исследования дают творческий импульс (будят мысль). Конечно, остается вопрос, впрочем редко затрагиваемый в большинстве случаев авторами исследований, а порой и скрываемый: какие ког­нитивные-процессы участвуют в формировании таких представлений, как Бог, чей «онтологический» статус предполагал бы влияние на существование и поведение людей, в мире событий, причиной которых они были сами? Именно этот вопрос Задают себе — как уже было сказано — исследователи, занимающиеся онтемами.

2. Применение теории «выученной беспомощности» {learned helplessness)

"апомним вкратце понятие learned helplessness, использованное в нескольких не­давних исследованиях. Зелигман с сотрудниками (Seligman et al., 1975) — как


370 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...


В. Верования, убеждения и идеология...



и многие авторы последующих работ — показали, что если испытуемый сталкивав ется с проблемой (связанной с познавательной способностью или с вопросом вы! живания), которая бесконечно повторяется и для которой никакое решение не по! могает надолго (решения, дающие выход на короткое время, затем становятся неэффективными), он теряет контроль над ситуацией (и когнитивно и практи­чески). Тогда его интеллект начинает работать менее эффективно (когнитивный дефицит), он расстроен эмоционально (аффективный дефицит), теряет энергич­ность деятельности (мотивационный дефицит).

Эти экспериментальные ситуации не очень отличаются от тех, которые в клас­сической антропологии считались порождающими верования и мифологические представления (страх перед космическими или биографическими событиями, пе­ред внезапными катастрофами, перед болезнью, смертью...). Тогда можно вы­строить в перспективный ряд по отношению друг к другу минимальные когни­тивные механизмы («выученная беспомощность») и сложные верования (мифы, космогонии).

Некоторые исследователи попытались осуществить строго экспериментальный подход к созданию такой перспективы. Они начали с того, что поставили одну группу испытуемых (в данном случае группу женщин) в условия когнитивного контроля: им предложили ряд логических задач, имевших ключ к решению. Как только этот ключ был найден, он в дальнейшем не менялся. Другая группа, напро­тив, получила ряд логических задач, для которых невозможно было найти посто­янные условия решения. Согласитесь, что эти испытуемые были поставлены в условия отсутствия когнитивного контроля. Всем испытуемым давали прослу­шать рассказ женщины, недавно столкнувшейся, по ее словам, с «необъяснимой ситуацией». Однажды вечером она положила свое ожерелье на ночной столик. Ожерелье имело завинчивающуюся застежку, состоявшую из винтика и гнезда с резьбой. В последующие дни на концах ожерелья оказывались то два винтика, то два гнезда с резьбой. Испытуемым было предложено четыре варианта объясне­ний, убедительность которых они должны были оценить. Это были: «рациональ­ные» объяснения (например, физические свойства материала, из которого сделано ожерелье...); объяснения «внутренние, с рациональной тенденцией» (отсылавшие к свидетелю — например, указывалось на возможную рассеянность...); объясне­ния «внутренние, с иррациональной тенденцией» (плохое общество, в котором бывала свидетельница); объяснения, названные иррациональными, можно было бы также назвать мифологическими (...власть символики чисел, нарушение табу слоновой кости, колдовское влияние предметов, лишенных священного, культо­вого характера, порча, древнее чародейство в момент солнцестояния...).

При некотором упрощении результатов этого эксперимента, которые были на самом деле более конкретными, было констатировано, что обе группы испытуе­мых оценивают приблизительно одинаково убедительность предложенных «объ­яснений», за исключением «иррациональных» или «мифологических». Испыту­емые, которых предварительно поставили в условия отсутствия когнитивного контроля, находят их гораздо более убедительными, чем те испытуемые, которые первоначально находились в условиях когнитивного контроля. Любопытно, что, именно используя в качестве переменной минимальный когнитивный механиз> («ситуация отсутствия когнитивного контроля»), удалось активизировать обра­щение к объяснениям, сложным в вербальном и культурном отношении («мифО'


логическим»), которые можно рассматривать как «верования» (Deconchy, Hur-teau, 1997). Впоследствии было показано, что эти «мифологические» объяснения активизировались еще больше, когда при анализе «необъяснимой ситуации» ис­пользовались формулировки в терминах символических представлений, а не в ви­де чисто описательной информации (Deconchy, Quelen, Ragot, 1997).

В пределах данной главы невозможно объяснить одновременно классические научные подходы и некоторые более современные и пока еще приблизительные варианты исследования. Пусть эта глава побудит читателя к дальнейшим поис­кам и изучению других работ, где он увидит, что «верования» - это социокогни-тивные процессы, не связанные с логикой (или теорией, или методологией...), ко­торая отличалась бы внутренне от других социокогнитивных процессов, и'что они могут войти в теоретические построения более общего характера.


ГЛАВА 13

Социальное представление:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: