А. Социальные представления: введение

В опубликованной в 1872 г. работе, посвященной способам выражения эмоций, биолог Ч. Дарвин занялся наблюдением феноменов, связанных с контактом двух животных. Собака видит кошку, наседка защищает цыплят от непрошеного гос­тя. Дарвин тщательно учитывает физиологические изменения, которые при этом можно констатировать. Получается яркое описание развертывающегося перед ним «разговора в жестах». Дарвин отмечает, что эти «установки» охватывают все тело, всю позу, взаимную направленность действующих персонажей. При этом Дарвин подчеркивает, что у человека первостепенную роль в выражении эмоций играет лицо. Неудивительно, что различные психологические школы с большой пользой для себя многое почерпнули в этой главе произведения Дарвина, в то время как человеческие взаимоотношения представляют собой гораздо более сложные фе­номены. Их понимание относится в гораздо большей мере к социальной психоло­гии, чем к биологии.

Особая сложность общения людей происходит от той роли, которую в нем играет язык — усовершенствованный «жест», присущий человеческому роду, вы­разитель не только эмоций, но и мыслей, образов. Язык поднимает общение до символического уровня. Его особое место хорошо иллюстрируется тем, что люди только тогда прибегают к языку жестов, когда не могут использовать общий для них язык. Поскольку значения одинаковы для говорящего и для слушающего, язык позволяет представлять отсутствующий или невидимый объект, а также вспоминать прошлое или говорить о будущем, освобождая тем самым челове­ческие отношения от пространственно-временных ограничений, которые испы-тывают другие виды. Это резюмирует внимательный наблюдатель социальной °Цены Гоффман (Goffman), который замечает: «Многие первостепенно важные факты находятся за пределами времени и места взаимодействия или скрыты».

В большинстве человеческих обществ люди проводят много времени в разго-°Рах. Тот, кто изучает социальные представления, должен интересоваться содер­жанием этих бесед, к тому же весьма разнообразных по форме. Очень официаль-HbIe разговоры и болтовня в кафе или поезде, телефонные диалоги, интервью и щУтливые разговоры в гостиных самим своим разнообразием подчеркивают важ-


396 Глава 14. Социальные представления


м. ч^ицисиюпо>с предо!сшлепин. введении «ЗМ /



ность изучения влияния рамок общения как на содержание, так и на ход разгово­ра. Уже в конце XIX в. Тард понял важность общения в воспроизводстве и преоб­разованиях человеческих обществ. Он предложил, чтобы социальная психология взяла на себя прежде всего сравнительное изучение бесед. Только после Второй мировой войны во Франции вспомнили о его совете и создали целое направление исследования социальных представлений на материале записанных бесед.

После предложения Тарда дело продвинулось вперед не только во Франции, но и в других развитых странах. Одним из знаменательных изменений является, конечно, все более и более определяющая роль средств массовой коммуникации в создании и распространении информации, мнений, идей. До этого частные разго­воры никогда в такой мере не касались событий национального и международно­го значения. Все это побудило Сержа Московичи охарактеризовать наше время как подлинную эру социальных представлений.

Можно услышать заявления о том, что искусство беседы в наше время отмира­ет, и обвиняют в этом средства массовой информации. Говорить так — значит за­быть, что именно средства массовой информации, отражая, создавая и трансфор­мируя социальные представления, определяют форму и содержание разговоров. Многие представления действительно социальны, так как их распространяют средства массовой информации. Это показывает, насколько важен для изучения социальных представлений анализ содержания информации, распространяемой средствами массовой информации. Схематически формулируя суть вопроса, можно сказать, что мы имеем дело с социальными представлениями, как только индивиды начинают обсуждать интересующие их темы. Кроме того, в очень мно­гих разговорах затрагиваются темы метафизического или экзистенциального ха­рактера. В своих беседах индивиды откликаются также на события, отобранные теми, кто контролируют СМИ, в качестве достойных внимания.

Даже беглое описание появления социальных представлений в общении меж­ду людьми делает онятным, что они выходят за рамки сферы мнений, образов и аттитюдов. Здесь речь идет о «когнитивных системах, имеющих свою особую ло­гику и свой особый язык,...о "теориях", своего рода "науках", предназначенных для открытия реальной действительности и ее упорядочения» (Moscovici, 1969). Их функция определяется тем, что их признают и разделяют люди на уровне од­ного и того же сообщества в качестве «коллективных представлений», таких как мифы, религии, изучением которых занимался Дюркгейм, противопоставляя их «индивидуальным представлениям», которые принадлежат к сфере психологии. Более социальные, чем эти последние, являющиеся чисто когнитивными феноме­нами, менее глобальные, чем мифы и подобные им феномены, изучаемые антро­пологами и социологами, социальные представления в их современном понима­нии позволяют индивидам «ориентироваться в их социальном и материально, окружении и властвовать над ним» (Moscovici, 1969).

Через 60 лет после Дюркгейма понятие коллективных представлений ста новится отправной точкой изучения социальных представлений. Начало такому исследованию положила работа С. Московичи «Психоанализ, его имидж и ег публика» (Moscovici, La psychanalyse, son image et son public, 1961). Автор стави-задачу показать, как новая научная или политическая теория распространяется данной культуре, как она преобразуется в ходе этого процесса и как она, в свою очередь, изменяет взгляд людей на самих себя и на тот мир, в котором они живу1"'


g качестве объекта этого исследования Московичи выбрал психоанализ, новую теорию, касающуюся поведения человека: теорию, которая проникла в широкие круги французского общества после войны и следы которой, по-видимому, можно было обнаружить в повседневной жизни.

Порожденная представлением о действительности, свойственным ее автору, всякая новая научная теория сама становится — сразу после изложения и опубли­кования — составляющим элементом реальности и, следовательно, законным объ­ектом интереса социальной психологии, подчеркивает Московичи. Распростра­нившись, эта теория превращается в автономное социальное представление, спо­собное иметь мало сходства или совсем не иметь сходства с исходной теорией. Мыслители, оказавшие большое влияние в XX в., такие как Дарвин, Фрейд, Маркс, Эйнштейн, сознавали революционность своих идей до того, как они их опубли­ковали. Возьмем для примера Дарвина. Путешествие на «Бигле» позволило ему собрать материал, который впоследствии привел его к пересмотру господство­вавших в то время в обществе — в основном религиозных — взглядов на проис­хождение человека. Учитывая следствия теории Дарвина, можно понять, что сра­зу после опубликования его открытий мир уже не мог оставаться прежним. По­этому Дарвин долго колебался, накапливая доказательства своей теории, и, когда он наконец решился ее опубликовать, вес доказательств был так велик, что, не­смотря на взрывоопасность, эта теория очень скоро получила всеобщее призна­ние, по крайней мере в научных кругах. В названной работе «Психоанализ, его имидж и его публика» С. Московичи напоминает, что Фрейд, приехавший в Нью-Йорк на рубеже XIX и XX вв., как говорят, заявил Юнгу: «Они и не подозревают, что мы несем им чуму», Фрейд, так же как Дарвин, знал, к каким потрясениям для культуры приведет признание его идей.

Правильный выбор научной теории в качестве объекта исследования имеет очень большое значение. Для этой цели особенно хорошо подходил психоанализ благодаря своим уже упомянутым выше характеристикам, а также широкому рас­пространению в культурном сообществе, новизне и важности для понимания по­ведения человека. Функции объекта научного исследования не могли бы выпол­нить ни бихевиоризм, ни — в другой области науки — теория относительности. Напротив, марксизм представлял собой альтернативу, которую Московичи рас­смотрел. В самом деле, экономические и политические теории в силу своего непо­средственного воздействия на жизнь общества лучше, чем другие науки, гаран­тируют, что их социальные представления будут достаточно богаты для того, чтобы удостоиться изучения. Наконец, установленное Московичи в его работе «оек толпы» (Moscovici, L'age des joules, 1981) разграничение между науками, ко-°Рые определяются историей, и науками, которые определяют историю — таки-и' как политическая экономия и коллективная психология, — показывает, что сихоанализ близок ко второй категории наук. Радикально новаторское понима-Ие Фрейдом человеческой природы пробило брешь в общепринятых понятиях Дравого смысла: его теория подсознательного — это вызов мнению, согласно ко­сому человек может полностью познать самого себя, а его теория, касающаяся тской сексуальности, разбивала миф о невинности ребенка. Большинство наук, связанных г лабораторными исследованиями, не порожда-т столь мощных социальных представлений, возможно потому, что лаборатория 0 своему существу — это искусственное приспособление, позволяющее изолиро-


398 Глава 14. Социальные представления


. i lyvi^jijua vi fjajnUDHMnuoi n иициЗЛЬНЫл



вать отдельные простые феномены, изъятые из пространственно-временной с туации внутри отдельно взятой культурной среды.

С этой точки зрения кабинет доктора Фрейда был гораздо менее герметическ закрытым для окружающей культуры. В той роли ученого, которую взял на себ Фрейд, он откликался на события и проблемы реальной жизни, которые прино­сили с собой в его кабинет клиенты. Поэтому не следует удивляться, что после опубликования результатов его размышлений они нашли отклик в культурном сообществе.

В первой части книги «Психоанализ, его имидж и его публика» Московичи использовал традиционные опросники, чтобы оценить имеющиеся у различных слоев населения Франции знания о психоанализе, его авторе и его современных формах и применениях. Во второй части рассматриваемой работы метод исследо­вания менее традиционен: он основан на анализе содержания всех статей, непо­средственно касающихся психоанализа, которые были опубликованы в 241 пе­риодическом издании (газеты и журналы) в период январь 1952 — июль 1956 г. Таким образом, было не только учтено распространение знаний о психоанализе в различной социокультурной среде, но были также выделены, упорядочены и про­анализированы социальные представления, которые были в ходу в прессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: