В психологии изучение языка и общения находилось под влиянием упрощающей модели, в которой игнорировались говорящий и слушающий, а также сложность операций, объединяющих их в стремлении достичь некоторой степени интерсубъективности. Вследствие этого их изучение развивалось в науку о коде и глав-
ное внимание было сосредоточено на рассмотрении изолированных фраз, искусственно изолированных (in vitro). Когда психология заинтересовалась двигательной активностью говорящего в процессе речи, то интерпретация этого феномена по-прежнему происходила сквозь призму уже принятого понимания языка как кода. И тогда невербальное поведение совершенно естественно было осмыслено как аспект сигналов, передающих информацию. Исследователи направили свои усилия на поиски способа расшифровки этих сигналов.
В этой главе мы подчеркнули, что вербальный язык и язык жестов, которыми пользуются люди во время разговора, находят свое главное объяснение отнюдь не в логике кода. По своей сущности процесс коммуникации представляет собой усилие, направленное на то, чтобы реципиент разделил с говорящим представления. Мы рассмотрели сложные основания, исходя из которых говорящий и слушающий могут стремиться к этой цели. Мы рассмотрели функции и границы языка жестов. Но в первую очередь мы подчеркнули, что начиная с того момента, когда намечается процесс общения, он встроен в социальную матрицу, параметры которой детерминирующим образом затрагивают формы речи и возникающие в процессе общения жестовые формы выражения.
|
|
il